машин на шасси германской и ита-
льянских фирм.
Количество автобусов росло. В
связи с этим началась срочная под-
готовка к устройству центрального
автобусного гаража. Для него были
закреплены бывшие фуражные скла-
ды придворного ведомства в Водо-
проводном переулке. Но затем их
перевели на Конюшенную площадь,
2. Там был образован смешанный ав-
тобусно-грузовой автопарк. В 1930
году, когда город располагал 31 ав-
тобусом, грузовики с Конюшенной
площади убрали. Родился Первый
автобусный парк Ленинграда. Экс-
плуатируемые автобусы нуждались
в специальных помещениях. В де-
кабре 1934 года на Земледельческой
улице ввели в строй специализиро-
ванный автопарк № 2. В мае 1938
года парк № 1 перевели с Конюшен-
ной площади на Днепропетровскую
улицу.
В предвоенные годы производ-
ство машин для общественного пас-
сажирского транспорта сосредото-
чивалось главным образом на за-
водах З И С и Я АЗ.
Наибольшим опытом распола-
гал завод А М О (с 1931 г. - З И С ).
Его кузовной цех уж е в конце
1920-х и начале 1930-х годов де-
лал автобусные кузова на отече-
ственных и им п ортны х ш асси.
С 1932 года параллельно с произ-
водством грузовиков А М О -3 на-
чался выпуск шасси А М О -4 с уд-
линенной (с 3810 до 4420 мм) ба-
зой, которые использовались для
автобусов. Из-за недостатка авто-
бусов по чертежам московского
завода автобусные парки п кузов-
ные мастерские в Л енинграде
сами изготавливали автобусные
кузова, монтируя их на шасси гру-
зовиков, нередко после капиталь-
ного ремонта.
Некоторые заводы старались
усовершенствовать конструкцию
ЗИС-8. Так, в Ленинграде, Туле и
Калуге изготовлялись маш ины с
более обтекаемым кузовом, чем
предусматривали чертежи ЗИ С а.
Но среди всех этих предприя-
тий особняком стоял Второй авто-
ремонтный завод автотранспортно-
го управления Ленсовета (А ТУЛ ).
Он образовался на базе бы вш их
мастерских М. А. Отто по производ-
ству автомобильных кузовов. С
1925 года это предприятие парал-
лельно с ремонтом автомобилей
£/-■
о р о д в X X в е к е
начало строить автобусные кузова
на иностранных шасси «Фомаг*.
С П А , «М аннесманн*. Затем на
советских
А М О -Ф -1 5 ,
Я -6
и
АМ О -4. Конструктором этих кузо-
вов был инженер Э. У. Бок.
В 1932 году завод изготовил
100 автобусов и в 1933 году на
двух шасси ЗИ С -11 смонтировал
два кузова АЛ-1 собственной кон-
струкции с высокими окнами, на-
клонны м ветровы м стеклом и
скругл ен н ы м и ф ормами, более
элегантными, чем у А М О -4 или
З И С -8 .
Второй авторемзавол А Т У Л ,
московский «Аремкуз* да и дру-
гие предприятия изготавливали
автобусы в кустарных условиях, и,
оценивая их возможности с сегод-
няш них позиций, остается лиш ь
удивляться смекалке и настойчи-
вости их сотрудников, сумевших
ежегодно передавать новые маши-
ны автобусным паркам. Вслед за
АЛ-1 ленинградцы в конце 1936
года освоили новую машину АЛ-2
с колесной формулой 642. Третья
ось не была ведущей и подвешива-
лась к удлиненной раме З И С -8 .
Обтекаемый кузов вмешал 21 пас-
сажирское место, а для пассажи-
ров. ехавших стоя, в салоне отво-
дилось непривычно большое про-
странство. Этот довольно длинный
(около 9000 мм) с большим ради-
усом поворота автобус на улицах
Ленинграда с его прямоугольной
планировкой не испытывал труд-
ностей с маневрированием. Кроме
того, А Т У Л делал и другую маши-
ну (назовем ее условно АЛ-3, так
как ленинградские автобусы вооб-
ще не имели обозначений моде-
лей) на двухосном шасси ЗИ С -8,
которая хорошо вписывалась в са-
мые крутые повороты.
Д ля
курортов
Черноморья
Второй авторемзавод сделал так-
же партию открытых автобусов на
шасси ГАЗ-АА.
Ун и кал ьн ы й автобус-ги гант
ЯА-1 был построен в 1932 году Вто-
рым авторемзаводом А Т У Л на базе
ярославского трехосного шасси
(задняя тележ ка от грузовика
Я Г -10 и двигателя «Геркулес*
мощностью 103 л. с. Кузов был рас-
считан на 50 мест для сидения. В
часы ник просторный салон позво-
лял перевозить до 80 человек.
Малосерийное производство
автобусов на Втором авторемонт-
ном заводе А Т У Л сегодня может
быть оценено как кустарное. Но
при этом технология производ-
ства деталей кузовов и их сборка
имели глубокую проработку. Кон-
струкции не уступали зарубеж -
ным образцам. Это подтверждено
их надежностью и долговечнос-
тью.
На
линию до
середины
1950-х годов выезжали пережив-
шие блокаду и отреставрирован-
ные автобусы «Л-1* и «Л-3*.
Именно они проложили многие
городские маршруты, известные
петербуржцам и сегодня. ■
Стоместный радиофицированный автобус.
Ленинград. 1934
Г.
(Ьпт
А
Г ч к ц ч
Игт о/ш и І1гт<ч>буі>г<і.
Л*
2 (З б )/2 0 0 7
и . Н > * » « м , А . Г О Р О Д С К А Я П Г К Л И Ч и а І
БИБЛИОТЕКА
и и
Р В
нл
А П!/АП^
1
/л л -
»»о.тЛЙпЦоСлЦГ
1
С Пстсрбург, наб. р. Фонтанки, 44/4(1
1 7
предыдущая страница 18 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст