^ р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
решений, многочисленные дефек-
ты. допущ енны е при строитель-
стве, многолетнее неудовлетвори-
тельное техническое обслуж ива-
ние и ремонт явились причиной их
существенного износа. Создавше-
еся положение осложняется недо-
статком средств, выделяемых из
бюджета на проведение работ по
капитальному ремонту жилых зда-
ний. В результате возрастает износ
основных конструкций и инженер-
ного оборудования жилых зданий,
грозящ ий увеличением количе-
ства аварий в процессе их эксплу-
атации. По данным Комитета по
содерж анию ж илищ н ого ф онда
администрации Санкт-Петербурга,
общая площадь зданий, основные
конструкции которых признаны
аварийными, за период с 1993 года
по настоящее время возросла бо-
лее чем в четыре раза. Сотни до-
мов требуют неотложных работ по
замене аварийных сетей водопро-
вода, канализации и центрального
отопления, более 15 млн кв. м жи-
лищного фонда города нуждается
в капитальном ремонте. Кроме
того, 2,8 млн кв. м жилья располо-
жены в санитарно-защитных зонах,
и 390 тыс. кв. м составляют ветхий
и аварийны й фонд, требую щ ий
расселения, в хорошем состоянии
находится не более 20% жилищно-
го фонда города13.
С каждым годом все более ос-
тро проявляется проблема пяти-
этажек первых массовы х серий,
так называемых «хрущевок*, пло-
щадь которых около 10 млн кв. м, в
том числе панельных - 7 млн кв. м.
За прошедший с начала их эксплу-
атации период проявилось боль-
шое количество недостатков, свя-
занных с неудовлетворительными
теплоф изическим и
качествами
жилой застройки, в частности, вы-
сокими потерями тепла через ог-
раж даю щ ие кон стр укц и и (60%
всех потерь), что приводит к про-
течкам п промерзанию ограждаю-
щих стен14.
В то же время современное со-
стояние жилищного фонда города
напрямую зависит от действую -
щей системы управления ж илищ -
ной сферой, важнейшей ф ункци-
ей которой является обеспечение
надлежащего содержания объек-
тов жилой недвижимости. Систе-
ма управления Ж К Х города нео-
днократно подвергалась преобра-
зованиям. Начало новому (рыноч-
ном у)
этапу
реф ормирования
Ж К Х в С анкт-П етербурге бы ло
положено в 1996 году, когда была
принята Концепция реформы ж и-
лищной сферы, а в 1997 году раз-
работана Программа проведения
реформ комплекса. Эти докумен-
ты в целом соответствовали содер-
ж анию ж илищ но-ком м унальной
реформы, концепция которой была
разработана на федеральном уров-
не и утверждена Указом Президен-
та Р Ф от 28.04.97 г. «О реформе
ж илищ но-коммунального хозяй-
ства в Российской Федерации*. В
короткий период в городе были
разделены ф ункции заказчика и
подрядчика в жилищной сфере, и
в каждом районе города были со-
зданы служ бы заказчика в виде
государственны х учреж дений -
рай он ны х ж и л и щ н ы х агентств.
Созданные службы начали актив-
но проводить конкурсы по отбору
подрядчиков на обслуж ивание
жилищного фонда.
С ноября 1997 года был начат
процесс формирования конкурен-
тной среды в области содержания
и ремонта жилищного фонда. В го-
роде были проведены более 100
конкурсов, в которых приняли уча-
стие около 200 предприятий, 30%
из них - частные. В результате кон-
курсов первоначальная цена работ
по договору подряда снижалась в
среднем на 8%. К концу 1999 года
на конкурсной основе обслужива-
лось 21,6 млн кв. м жилья, или 25%
всего жилищного фонда, находив-
шегося в управлении районны х
ж и л и щ н ы х агентств. П ри этом
доля рынка обслуживания жилья,
занимаемая негосударственными
предприятиями, была невелика и
составляла около 3%.
Однако начало формированию
рынка услуг по содержанию и ре-
монту жилищного фонда в Санкт-
Петербурге было положено, в го-
роде появились альтернативные
государственным подрядчики по
обслуживанию жилья. С сентября
1999 года реф орматорский курс
был несколько нивелирован: рас-
поряжением губернатора от 1 сен-
тября 1999 года районные жилищ-
ные агентства были наделены фун-
кциями выполнения работ по тех-
ническому обслуживанию и сани-
тарном у содерж анию объектов
жилищного и нежилого фонда, что
повлекло за собой очередную ре-
организацию
управленческих
структур. П одрядны е ремонтно-
эксплуатационны е предприятия
были преобразованы в ремонтно-
строительны е с одновременным
сокращ ением их общего количе-
ства. В структуре Р Ж А также про-
изошли изменения: вместо терри-
ториальных служб заказчика были
созданы жилищно-эксплуатацион-
ные службы и домоуправления.
Демонополизации управления
жилищным фондом способствова-
ло и дальнейшее развитие процесса
приватизации квартир, организа-
ция товарищ еств собственников
жилья (Т С Ж ), которые являются
юридически и финансово самосто-
ятельными заказчиками на выпол-
нение работ по содержанию и ре-
монту жилых домов. К числу пози-
тивны х преобразований в Санкт-
11гпю1>ин Пет ерГцциа.
Л }
2 (3 6 )/2 0 0 7
предыдущая страница 33 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст