( у
г р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
«...Одним из важных условий
для каждого из нас являются на-
личие свежего воздуха и света, от-
сутствие сырости в квартирах. За
границей эти условия достигают-
ся тем, что городские управления,
положив в основу заботу о здоро-
вье граждан, всеми средствами
стремятся воспитать население го-
родов в таких понятиях, чтобы оно
само стремилось к чистоте и опрят-
ности как в домашней, так и пуб-
личной обстановке.
Заботясь о здоровье граждан,
стремятся в городах осуществить
идеал здоровой деревни с ее пре-
красным воздухом, солнечным све-
том и древесной растительностью.
Это перенесение деревни в город
стало распространяться в городах
Западной Европы.
Архитекторы, инженеры и вра-
чи соединились и преследуют об-
щие цели в возможном осуществ-
лении требований культурных го-
рожан.
Что происходит у нас? А рхи -
тектурная безвкусица. П риш ли
пошлые люди, у которых дома -
как оловянные солдатики из одно-
го ящика. И эта пошлость незыбле-
ма в своей неподвижности - в этом
ее ужас. Я говорю о тех бездарных
домах, которыми бездарные архи-
текторы в какой-то нелепой стро-
ительной горячке пытаю тся по-
крыть весь Петербург, и от всюду
эти дома вопиют своей казармен-
ной пошлостью.
Еще недавно контингент лиц,
имевших право строить дома, был
ограничен. Я имею в виду не до-
мовладельцев, а тех, по чьим пла-
нам и под чьим руководством
строился дом. Пользовались этим
правом архитекторы из Академии
художеств и гражданские инжене-
ры. Т. е. люди со специальным об-
разованием в области строитель-
ного искусства. М инистр народно-
го просвещения Глазов в приливе
необы чайной щ едрости дал это
право всем, кому не лень: техноло-
гам, лесникам, путейцам, политех-
никам и т. д. Д ум ская комиссия
утверждает проекты, не выдержи-
вающие никакой критики ни в эс-
тетическом, ни в гигиеническом
отношении. Культурные люди счи-
тают архитектуру искусством, все
остальные - ремеслом.
Унылое впечатление произво-
дит Петербург, когда вернешься в
него из Вены, Парижа, Мюнхена.
Об Италии и говорить нечего. Кра-
сивые художественные здания в
Петербурге можно пересчитать по
пальцам. Все остальное - море ужа-
сающей пошлости. Лучш ие произ-
ведения архитектуры заканчива-
ются эпохой Николая Павловича.
Последние годы наши архитек-
торы, и даже “знаменитые”, без-
божно на тысячи ладов эксплуати-
руют стиль "модерн”, который, как
нам показала Европа, - может под
руками образованного художника
быть интересным и красивым.
Вообще у нас не уважают ни
искусства, ни его представителей.
Всякий купец-домовладелец смот-
рит на архитектора как на батрака,
которому он платит, и далек от вся-
ких церемоний с ним. Делай, как я
желаю. Архитектору остается либо
подчиняться, либо уйти. В после-
днем случае домовладелец тотчас
заменяет его хотя бы лесником,
которому столько же до вопросов
искусства, сколько до прошлогод-
него снега. И они начинают масте-
рить вместе. М ож но представить,
какие получаю тся результаты.
Люди задыхаются в тесных короб-
ках и страдают от сырости.
В провинции - и того горше.
Там свирепствуют так называемые
строительные техники, насажден-
ные М инистерством внутренних
дел. Э то - бывш ие десятники и
даже рабочие, выдержавшие жал-
кий экзамен, давш ий им строи -
тельные права.
Э ти строители приезж аю т в
Санкт-Петербург на гастроли и но-
ровят остаться там навсегда. Куп-
цы обож аю т таки х строителей:
“Хош а и не архитектор, но дело свое
понимает, а главное, обходитель-
ный человек: не брезгует пойти в
тракти р чайку п о п и ть”. Бедная
русская архитектура, бедные стро-
ители, бедный Петербург, обречен-
ный на сотни лет пребы вать в
опошленном уродливом виде!»5.
А.
П. Захаров, издатель журн
ла «Домовладелец*, писал в статье,
опубликованной в журнале: «До-
мовладельцы представляют собой
наиболее самостоятельную и по-
стоянную часть населения города,
доходы которых находятся в пря-
мой зависим ости от спроса на
квартиры. Задача домовладельцев
- улучшать санитарно-гигиеничес-
кие условия и увеличивать благо-
состояние города.
Вопросы , интересую щ ие до-
мовладельцев, делятся на две ка-
тегории:
1. Заботы о благоустройстве и
санитарном оздоровлении всего
города (т. е. - водоснабжении, мо-
стовых, освещении, сообщении по
городу, прочие требования ком -
форта и гигиены, находящиеся в
ведении Городской думы).
2. Личный интерес: поддержа-
ние от упадка своего имущества.
Улучшение его согласно современ-
ным требованиям в архитектурном
и санитарном отношениях, сокраще-
ние расходов и увеличение доходов,
а следовательно, и ценности дома.
Теперь наступило время, когда
для успешного и выгодного веде-
ния домового хозяйства владель-
цу его уже необходимо иметь эле-
ментарные сведения об архитекту-
История Петербуїми. М 2 (Мі)/2007
предыдущая страница 37 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст