а
т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
ибо Кронштадт есть колыбель рус-
ского флота". После рассмотрения
М орским техническим комитетом
доклад был представлен генерал-
адмиралу великому князю А лек-
сею Александровичу, и уже 9 де-
кабря 1896 года идея строительства
М орского собора была одобрена
императором Николаем II. Затем
последовало высочайшее разреше-
ние на сбор средств, и был создан
Комитет по сбору пожертвований.
Председателем комитета стал Каз-
наков, а в 1899 году его сменил но-
вый командир порта вице-адмирал
С. О. Макаров»'.
Местом строительства Казна-
ков указал Я кор н ую площ адь -
склад старых якорей, и 11 декабря
1896 года управляющий М орским
министерством П. Тырпов утвер-
дил отведение площади под М орс-
кой собор.
П ервы м
ж ертвователем
на
строительство храма стал отец
Иоанн Кронштадтский.
«На составление проекта собо-
ра было последовательно объявле-
но два всемирных конкурса. По их
условиям храм должен быть про-
ектирован в русском или визан-
тийском стиле. Вместимость опре-
делялась в 5 -6 тысяч прихожан.
Непременным условием было то,
что высота собора должна быть та-
кова, чтобы его крест был виден
издалека с моря.
Несмотря на необычайный ин-
терес дела и выгодные условия,
конкурсы не имели успеха. Хотя
они объявлялись всемирными, но
участие в них приняли только рус-
ские авторы»2.
Н а заседании комитета 7 о к-
тября 1900 года было решено по-
ручить составление нового проек-
та архитектору В. А. Косякову, ко-
торый зарекомендовал себя пост-
ройкой церкви Киевского подво-
рья и других церквей на Гутуевс-
ком острове и в Галерной гавани.
Василий Антонович Косяков
работал в популярном тогда рус-
ско-византийском стиле. За обра-
зец для Кронштадтского М орско-
го собора был взят храм Святой
Константинопольской Софии. Для
этого архитектор специально съез-
дил в К он стан ти н оп оль (ны не
С там бул) и на месте исследовал
храм, сделав необходимые замеры.
После этого он подготовил два ва-
рианта эскизного проекта. 16 апре-
ля 1901 года комитет единогласно
выбрал один из эскизов.
« Н овы й храм бы ло реш ено
строить в византийском стиле с
отделкой из облицовочного кир-
пича; массивны й объем должен
был перекрываться системой полу-
куполов, на которые опирался бы
огромный барабан с главным купо-
лом. Стены предполагалось укра-
сить гранитными колоннами, май-
оликой и мозаикой. Позднее, уже
при завершении работ в Морском
соборе в 1908 году, общая архитек-
турная идея, мотивы и даже от-
дельные элементы отделки были
использованы Косяковым при со-
здании церкви Казанской Божией
Матери в петербургском Новоде-
вичьем монастыре*'.
Итак, в начале 1901 года в сто-
лярны х мастерских порта по из-
бранному эскизу вольнонаемным
мастеровым крестьянином А лек-
сандром Лезиком была выполнена
небольшая модель будущего М ор-
ского собора и вместе с эскизом
представлена императору. Вы со-
чайшее одобрение проекта после-
довало 21 мая 1901 года.
25
октября 1901 года на Я кор-
ной площади был совершен торже-
ственный молебен в присутствии
около 14 000 служащ их в Кронш -
тадте моряков и в тот же день на-
чата расчистка площади и подго-
товка места для постройки.
Торж ество закладки нового
собора 8 мая 1903 года в присут-
ствии Николая II совершил насто-
ятель Андреевского собора святой
Иоанн Кронштадтский. По оконча-
нии церемонии на газоне около
храма император посадил 32-лет-
ний дуб.
Предполагалось, что при доста-
точном финансировании построй-
ка собора будет закончена в 1901
году, а к осени 1905 года намечалось
его освящ ение. О днако события
Р усско -яп о н ско й войны (1904-
1905)
и революция 1905-1906 го-
дов на некоторое время приостано-
вили строительные работы.
Летом 1905 года каменные сте-
ны были возведены под купол. В
1907 году здание было уже готово
снаружи и вскоре начались рабо-
ты по его внутренней отделке. 29
июля 1907 года состоялся торже-
ственны й подъем колоколов на
звонницы М ор ского собора, а в
1908 году внутри храма было уст-
роено отопление.
«Колокола бы ли отли ты в
1906 году на заводе Товарищества
О л овяш н и кова в Я рославле из
листовой меди и старинных пушек.
Н а этих колоколах в отличие от
традиционных, способных воспро-
изводить лиш ь ритмический рису-
нок, можно было исполнять целые
мелодии. И з семи колоколов об-
щим весом 1622 пуда 35 фунтов
сохранился самый большой в 1038
пудов 0,5 фунта»4.
В отделке собора предполага-
лось использование цветных кам-
И г тория Игтероур/а. № 2 (.'16)/2007
предыдущая страница 41 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст