Ж
о д н ы й П е т е р б у р г
Mcmofmleokfie аспекти
nemebèyinckoio костюма
наіало X X бека)
Ю. Е. М узалевская,
апитчггСАЮГ
>
('Jri
О тсчет времени ф ормирова-
ния петербургского стиля в костю-
ме начинается с правления Петра
Великого, ставшего переломным в
развитии России. Основной «сце-
нической площ адкой» прои схо-
дивш их собы тий, которые были
столь немилы современникам, вы-
ступил новый город, построенный
на болотах, что не помешало ему
впоследствии превратиться в одну
из величайших столиц, не уступав-
ш ую европейским.
Санкт-Петербург - одно из са-
мых грандиозных творений Петра,
стал своеобразным «зеркалом Ев-
ропы». Э то т град - воплощ ение
мечты своего творца, создавав-
ш ийся л учш и м и зодчим и мира,
максимально приблизился к евро-
пейским идеалам. Новая столица
- символ государственных преоб-
разований - строилась как город
открытого типа с регулярным ха-
рактером застройки. Как все это
отличалось от устойчивых тради-
ций зодчества М о сквы ! О ттого
«московским славяноф илам П е-
тербург казался иностранным, заг-
раничным городом», что являлось
«их провинциальным заблуждени-
ем, их ограниченностью*'.
II
омнезный, величественный,
Петербург приобрел особую не-
повторимую и неуловимую атмос-
феру, отличавш ую его от других
городов государства и, в первую
очередь, от лубочной теремной
Москвы. Именно здесь Петр с азов
создавай новую Россию. Коренные
изменения коснулись и внешнего
вида русского человека. И прежде
всего жителей новой столицы. О т-
вергнув привычное платье, царь
очень категорично подошел к кос-
тюму, предписав подчиниться ев-
ропейской моде (в частности, за
основу был взят французский об-
разец), «и строго смотрел, чтобы не
носили
стари н н ую
одеж ду*2.
Столь революционные преобразо-
вания в этой области коснулись и
потрясли представителей всех со-
словий.
Насильственный слом тради-
ций в костюме способствовал его
ускоренному развитию. Путь эво-
люционный как более длительный
был неприемлем для эпохи бурных
преобразований всей общ ествен-
но-политической жизни России.
Ж елезной волей царя у ста -
навливались стандарты, которым
надлежало следовать, а для их де-
монстрации на городских воротах
развеш ивали м уляж и, одетые в
платье нового образца. Они стали
своеобразным русским прообра-
зом кукол, с помощью которых в
те времена модные фасоны распро-
странялись по Европе. О том, ка-
кое платье надлежит носить, гла-
сили и царские указы, за несоблю-
дение которых налагались ш тра-
фы, а в дальнейшем стали приме-
нятся еще более суровые наказа-
ния, «нарушителям грозила ссы л-
ка на каторгу с конф искаци ей
имущества*3. «Узаконив европей-
ское платье, бритье бород, куре-
ние табака, ассамблеи и прочее,
царь Петр I превратил моду “на все
европейское” в государственную
политику*'.
Надо сказать, что с бородами
боролись не меньше, чем со старин-
ной одеждой. В период царствова-
ния Алексея М ихайловича (отца
Петра) пришло осознание необхо-
димости сближения с Западом, и,
как следствие, начали перенимать-
ся иностранные обычаи и костю -
мы, русские мужчины стали сбри-
вать бороды. Это вызывало гнев-
ный протест ревнителей старины,
под давлением которых было стро-
жайш е запрещ ено бритье бород,
являвшихся символом православ-
ного человека, и ношение иност-
ранного платья. За бритье даже от-
лучали от церкви.
Петр же, придя к власти, напро-
тив, «считая бороду “только лиш-
ней тяготой и помехой делу" соб-
ственноручно обрил своих бояр II
издал 16 января 1705 г. указ, пред-
писывающий обриться всем, кро-
ме священников, а нежелающим -
платить в казну налог: купцам по
100 рублей в год, дворянам по 60, а
прочим городским лю дям (горо-
жанам) по 30*3.
Чтобы полностью искоренить
старинные обычаи и платья, госу-
дарь забавлялся над ними с прису-
щ им ему чувством юмора: «.
..в
1715 году, Петр Великий опять по-
смеялся над старыми нарядами рус-
скими и в декабре назначил улич-
ный маскарад, в котором, начиная
от самого именитейшего лица и до
простого смертного, все были оде-
ты в курьезные старинные платья.
Так, в числе “дамских персон” была
Бутурлина в нагольной шубе и лет-
нике: князь-игуменья Ржевская - в
шубе и телогрее. В руках у этих лиц
был какой-нибудь инструмент, гу-
док или балалайка. Так смеялся
преобразователь России над стары-
ми обычаями и нарядами*6.
П очем у так важ но бы ло ко-
ренны м образом изм енить кос-
тю м? Задавался этим вопросом и
С. М . Соловьев: «Одежда, назна-
ченная для прикрытия тела, обна-
жает сокровенное духа. Отсю да
понятно, почему вопрос об одеж-
де имел такое важ ное значение
при переходе русски х лю дей из
древней своей истории в новую,
почему с него началось, можно ска-
зать, это движение. М ы видим, что
движение началось прежде Петра:
Игто/ши Петербурга.
Л»
2 (.411)/2007
предыдущая страница 43 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст