м
о д н ы й П е т е р б у р г
до него русские люди стали рабо-
тать по новому началу, и перемена
внутренняя необходимо должна
была выражаться во внешнем, тре-
бовалось новое знамя, и этим зна-
менем прежде всего должно было
служить изменение наружности,
изменение одеж ды*7. Говоря о
переменах, начатых до
Петра,
С. М. Соловьев подразумевал пе-
риод царствования Федора Алексе-
евича, указом которого в 1681 году
«длинное платье заменяется корот-
ким: здесь весь смысл дела. Те, ко-
торые жалуются на смену русского
народного платья иностранным, не
обращают внимания на то, что здесь
произошла перемена старинного
платья не на платье какого-нибудь
отдельного чужого народа, но на об-
щеевропейское в различие от обще-
азиатского, к которому принадле-
жала древнерусская одежда»8.
Костюм допетровской эпохи
можно отнести к традиционному,
народному, а в период петровского
правления закладывалась основа
нового типа русского костюма -
городского, который к тому време-
ни уже сложился в Европе.
Современны й
П етровской
эпохе европейский мужской кос-
тюм состоял из длинного узкого
прилегающего кафтана длиной до
колен, камзола и укороченны х
штанов. Рукава кафтана отделыва-
лись широкими отворотами, кото-
рые украшались петлями с пугови-
цами. Также украшались и фигур-
ные клапаны карманов: «.
..карманы
на передних полах кафтана пред-
ставляли собой лиш ь декоратив-
ные клапаны, отделанные пугови-
цами. Н астоящ ий карман поме-
щался сзади или в разрезе. Бумаги
или письма держали за широкими
отворотами на рукавах»9. Необхо-
димо отметить, что пуговицы на-
ряду с вышивкой и кружевами ста-
ли одним из основных элементов
декора, их в большом количестве
нашивали на кафтан, под который
одевали более короткий камзол
без воротника, с узкими рукавами.
В качестве дополнений использо-
вали кружевные жабо и манжеты.
На ноги надевали шелковые чул-
ки, завершали образ туфли на каб-
луке с квадратным носом, декори-
рованные пряжками. Представле-
ние о костюме петровского време-
ни дает восковая фигура Петра 1,
выполненная Растрелли*.
Б.-К. Растрелли.
Восковая персона. 1725 г.
Стремление Петра преобразо-
вать культурную ж изнь России,
положить начало проникновению
в нее светских начал выразилось
в характерном явлении - ассамб-
леях, о введении которых жители
столицы были оповещены в конце
1718 года. Задуманные как школа
светского воспитания для форми-
рования нового образа жизни, они
стали своеобразны м сим волом
эпохи. Однако приобщение к свет-
ским ассамблеям происходило не-
легко, особенно непросто давались
необходимые для таких балов не-
принужденность поведения, уме-
ние вести беседу.
Введенная мода на французс-
кое декольтированное ж енское
платье с корсетом и широкой юб-
кой как нельзя лучш е соответ-
ствовала атмосфере ассамблей,
которые поначалу трудно воспри-
нимались русскими женщинами.
Девицы, более имевшие привыч-
ку к строгому закрытому с «голо-
вы до пят» платыо и затворниче-
ству, которое было сродни домаш-
нему аресту, тем не менее доволь-
но бы стро освоились с новыми
правилами и вскоре стали оде-
ваться не хуже француженок. «Ас-
самблеи открывали новую форму
общения людей. Главное их зна-
чение состояло в том, что они по-
лож или конец затворнической
жизни столичных женщин. Из те-
рема, закрытого для посторонних
глаз, они вышли в свет»10.
Новое женское платье состо-
яло из двух частей: лифа и юбки,
которые не всегда были из одной
ткани. Корсетный лиф с большим
декольте держался на косточках
из китового уса и плотно облегал
фигуру. Юбка, густо сосборенная
на талии, крепилась на криноли-
не или ф иж мах11 (в ш ирину час-
то дости гавш и х полутора м ет-
ров). Платья богато расшивались
вышивками в стиле рококо** зо-
лотыми и серебряными нитями,
блестками. Поверх иногда наде-
вали распашное платье, которое
украшали всевозможными отдел-
Портрет А. Я. Нарышкиной
с детьми.
Неизвестный художник
кам и. Ж и во п и сн ы е полотна с
изображ ениям и и стори чески х
персон как нельзя лучше доносят
до нас представление о муж ских
и дамских нарядах. Так, портрет
А. Я. Нарыш киной с детьми, ра-
боты неизвестного худож ника,
* Имеется в виду скульптор Бартоломео К. Растрелли
отец великого архитек-
тора Франческо (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли. -
Ред.
'* Стиль рококо, появившийся во Франции в начале XVIII в. (он же - стиль
Людовика XV), в России стал популярным в 1770-1780 гг. Именовался также зрелым
русским барокко и ранним классицизмом.
Ред.
4 3
Нпно/шм Петербурга. М 2 (.30)/2007
предыдущая страница 44 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст