м
о д н ы й П е т е р б у р г
отображ ает ж енский и детский
костю мы П етровской эпохи.
К ак справедливо отмечает
Ю . М . Лотман: «Петровская ре-
ф орма, при всех ее издерж ках,
которые накладывали на нее ха-
рактер эпохи и личность царя, ре-
шила национальные задачи, создав
государственность, обеспечившую
России двухсотлетнее сущ ество-
вание в ряду главных европейских
держ ав и создав одну из сам ы х
ярких культур в истории челове-
ческой цивилизации»12.
Заслуга Петра, властно втор-
гавш егося во все сф еры ж изни
страны, и в том, что благодаря ки-
пучей энергии все его начинания,
ускорившие развитие государства,
продолжали развиваться и далее.
Забота царя о внешности вельмож,
чи н овников и оф ицеров имела
преемственность у последую щ их
правителей Р о сси и . Н ачиная с
Петровской табели о рангах, опре-
делившей появление придворных
женских чинов, их костюм регла-
ментировался и последую щ им и
правителями. Для награжденных
орденом Св. великомученицы Ека-
терины особым указом 1743 года
предписы валось носить в особо
торжественных случаях так называ-
емое орденское платье, подробно
описанное в деталях. Особенное
значение придавали шлейфу, дли-
на которого соответствовала рангу
дамы. Такое платье, имевшее почти
трехметровый шлейф, принадле-
жавшее одной из обладательниц
ордена Св. Екатерины - Марин Ф е -
доровне, супруге Павла I, мож но
увидеть на выставке императорско-
го костюма, открытой в Павловске
в мае 2006 года. Платье соответ-
ствовало всем канонам моды, при-
нятой при дворе и парижских са-
лонах. Мундирные наряды предпн-
сыватись кавалерственн ым дамам
всех орденов. О т них отказались в
начале X IX века, по уже в 1855 году
нх обладательницам предложили
новое особое платье, подобное
фрейлинскому. В нем повторялись
цвета ордена - белый и красный.
«Роскошь и блеск нашего дво-
ра начинаю тся со времен А нны
Иоанновны.
.. Блеск двора Елиза-
веты Петровны был еще более изу-
мителен; даже французы, привык-
шие к блеску своего версальского
двора, не могли надивиться рос-
коши нашего двора»13.
Во времена правления Екате-
рины «богатство и пыш ность рус-
ского двора превосходили самые
пыш ные описания; следы старого
азиатского великолепия смешива-
лись с европейской утонченностью;
всегда огромная свита следовала
впереди и позади государы ни.
Роскош ь и блеск придворных на-
рядов и обилие драгоценных кам-
ней далеко оставляют за собой ве-
ликолепие др уги х европейских
дворов. На мужчинах французские
костюмы; платья дам с небольши-
ми фижмами, длинны ми висячи-
ми рукавами и с короткими шлей-
фами; петербургские придворные
дамы носили очень высокие при-
чески н сильно рум янились. И з
других предметов роскоши ничего
так нс поражало, как обилие дра-
гоценных камней, блестевших на
различных частях их костюма»14.
Русская знать «перещеголяла»
Европу, в которой, как правило, оби-
лие драгоценны х камней мож но
было увидеть только на женщинах,
в России же бриллианты пользо-
вались большим успехом и у муж -
чин. «П очти все вельможи были
усыпаны бриллиантами: пуговицы,
пряжки, рукоятки саблей, эполеты
и нередко ш ляпы были унизаны
бри ллиантам и в несколько ря-
дов»15. Такой блеск и великолепие,
пышность и разнообразие нарядов
русского двора поражали иностран-
цев, не видевших ранее ничего по-
добного. Ассоциировавшееся с рос-
кошью и комфортом праздничное
сочетание сверкающих в отблеске
свечей украшений и платьев из до-
рогих тканей как нельзя лучше со-
ответствовало статусу высшего со-
словия. Однако, несмотря на увле-
ченность роскош ью , во времена
правления Екатерины II парадный
и повседневный костюмы разделя-
лись16, чего ранее не было.
В целом вплоть до 1780-х го-
дов изменения в костюме не носи-
ли кардинального характера, не-
смотря на произош едш ую смену
покроя. Н о при изготовлении как
мужского, так и женского костю -
ма стали использоваться все более
дорогие ткани, богатые вышивки и
отделки. Парадные костюмы шили
из золотой или серебряной парчи,
декорированной выш ивкой золо-
том и блестками.
В 80-е годы X V III века дамские
платья стали упрощ аться, в этом
Петербургская мода
начала XIX в.
ощ ущ алось влияние английского
костюма, отличавшегося свободой
и удобством. В моду вошли ткани в
полоску, фижмы сменил валик из
конского волоса, закреплявшийся
сзади на уровне талин.
После Великой ф ранцузской
революции, в 1790-х годах, женс-
кий костюм стал обретать новый
си луэт. На см ену изощ ренны м
формам костюма рококо приходят
простые платья покроя «шемиз»17
с завышенной линией талии, рас-
полагавшейся под грудью, и боль-
ш им круглы м декольте. Легкие,
воздушные полупрозрачные ткани
с цветочным рисунком, расшитые
по нижнему краю плотной каймой,
лю бимые королевой М арией А н-
туанеттой, приобрели больш ую
популярность у модниц Лондона,
Берлина и Петербурга, который
шел в ногу с мировой модой, рав-
няясь на самые последние ее кап-
ризы. Дамы в них казались неве-
сомыми созданиями, сошедшими
с античных изображений. «Костю-
мы, коих память одно ваяние со-
хранило на берегах Егейского моря
и Тибра, возобновлены на Сене и
переняты Неве. Если бы не мунди-
ры и не фраки, то на балы можно
было бы тогда глядеть как на древ-
ние барельеф ы и на этрусские
вазы.
.. казалось, что легкокрылые
психеи порхают на паркете»18.
Такой стиль возник под влия-
нием классического искусства, ин-
терес к которому пробудили «ар-
Нстоіши Петі’і>бурга. М 2 (Зв)/2007
предыдущая страница 45 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст