хеологнческис открытия в Герку-
лануме и Помпеях. Начались по-
иски простоты, свойственной клас-
сическому искусству*19. Эстетика
античной классики изменила пред-
ставления об идеале красоты. Под-
ражание классической пластике
статуй, ставших известными пос-
ле знаменитых раскопок, привело
к моде на прозрачные одежды, де-
монстрировавшие ф игуры. Л е г-
кие. практически невесомые свет-
лые дамские платья дополняли
шерстяными (из тонко спряденной
шерсти) шалями с мелким расти-
тельным орнаментом. В последние
годы X V III столетия шали и шар-
фы повсеместно вошли в европей-
скую моду и пришлись весьма кста-
ти в холодном петербургском кли-
мате. Ж енские ножки украш али
легкие туфельки на плоской подо-
шве, завязывавшиеся лентами, на-
поминавшие греческие сандалии
или балетные пуанты. Влияние ан-
тичности
прослеж ивается
и
в
мужских прическах а ля Титус. В
мужской моде того времени появи-
лись жабо выше подбородка, лор-
неты и коротенькие косички, шля-
пу носили не на голове, а под мыш -
кой, чтобы не смять волосы. Щ е-
голь того времени должен был обя-
зательно в руках иметь белую муф-
ту (так называемую «маньку») из
собольего или овечьего меха.
Боясь повторения Ф ранцузс-
кой революции в России, импера-
тор Павел I, взойдя на престол, на
всякий случай запрещает все фран-
цузское. «В 1797 году указом наи-
строжайше подтверждено, чтобы
никто в городе, кроме треугольных
шляп и обы кновенны х круглы х
шапок, никаких других не носил;
затем позднее воспрещалось с под-
пиской всем, в городе находящим-
ся, ношение фраков, жилетов, баш-
маков с лентами, а также не увер-
тывать шеи базмерно платками,
галстухами или косынками, а по-
вязывать ее приличным образом,
без излиш ней толстоты » 20. Эта
борьба привела государя к тому,
что в 1800 году для всех жителей
Российской империи, «как состо-
явших на службе, так и бывших в
отставке, с каким бы то ни было
мундиром военным, морским или
гражданским, носить длиннопо-
лый, прусской формы мундир, бот-
форты, крагены, шпагу на поясни-
це, шпоры с колесницами, трость
УУ1.
° А НЫЙ П е т е р б у р г
почти в сажень, шляпу с широки-
ми галунами и напудренный парик
с длинной косой. По выражению
Державина, в это время зашумели
шпоры, ботфорты, тесаки, и будто
по завоевании города ворвались в
покои везде военные люди с вели-
ким шумом*21.
В Петербурге - политической,
культурной, морской и военной
столице Российской империи, во
времена всех правителей большая
часть мужского населения состоя-
ла из государственных чиновников
разных ведомств и военных. Вслед-
ствие этого значительное место в
мужском костюме столицы зани-
мал мундир. И форма чиновников,
и военный мундир устанавлива-
лись законами Российской импе-
рии. В торжественных случаях чи-
новники одевались в парадные
мундиры фрачного покроя, чрез-
вычайно нарядные.
С о времен Петра 1 военная
одежда была унифицирована и в
дальнейш ем эволю ционировала
вместе с гражданской модой. Про-
исходило заимствование деталей
из военной формы европейских
армий. Первоначально была взята
за образец венгерская форма как
наиболее похожая на традиционное
русское платье. Был определен и
строгий порядок ношения формы.
Каждый солдат знал, что и в каких
случаях ему надлежит надевать
(при параде, в мирное время, в во-
енный период). В 1720-х годах был
введен единый цвет военной фор-
мы, развитие российских мануфак-
тур позволило производить для
этих целей достаточно сукна. Еди-
нообразная форма способствовала
укреплению дисциплины и органи-
зованности в армии. В дальнейшем
иностранное влияние на русский
военный костюм усиливалось.
Начало реформ в военном ко-
стюме было положено во время
короткого правления Петра 111, ко-
торый в угоду Фридриху И начал
«переодевать* армию в мундиры
прусского образца. В дальнейшем
Екатерина II продолжила армейс-
кие реформы в России. Увлекаясь
внесением изменений в уставы,
она мало уделяла внимания внеш-
нему виду армейского состава. 13
результате это привело к пренеб-
режению солдатами ф ормой и
дошло до того, что «в последнее
десятилетие царствования Екате-
рины II наблюдалось полное пре-
небрежение
к форме одежды.
Офицеры караульных рот Зимне-
го дворца, по свидетельству совре-
менника, могли себе позволить
выйти на развод караула в шлаф-
роке и спальном колпаке*22. Тем не
менее у самой императрицы было
специальное мундирное платье, в
котором она встречала свой люби-
мый гвардейский Преображенс-
кий полк, первым поддержавший
ее в дни дворцового переворота. У
нее было несколько платьев, соот-
ветствовавших по цвету мундирам
того или иного полка. Государыня
встречалась с офицерами в наря-
дах цветовой гаммы их мундиров.
Такое же правило - единство цве-
та дамского костюма и мундира их
мужей, занимавших высокое поло-
жение в обществе, ею было уста-
новлено для времени их визитов
ко двору.
Костюм мужской породный.
1780*} гг.
Мундирные платья с откидны-
ми рукавами дают нам представ-
ление о не дош едш их до наш их
дней придворных нарядах в рус-
ском стиле, введенных в обраще-
ние Екатериной. «В этих костюмах
своеобразно сочетались формы
господствую щ ей
ф ранцузской
моды - распашное платье на фиж-
Нгтория
1
Ь,тг\>Гцц>/(
1
.
Л®
2 (Зв)/2007
предыдущая страница 46 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст