м
о д н ы й П е т е р б у р г
4 6
мах
с элементами древнерусской
одежды: откидные рукава с деко-
ративными проймами, расположе-
ние декора. Императрица созна-
тельно вводила элементы традици-
онного русского костюма в при-
дворное платье, пытаясь придать
ему национальны й характер*".
Озабоченность императрицы воз-
вращением в костюм русских тра-
диционны х черт объясняется ее
стремлением
«придать
нац ио-
нальный характер своему правле-'
нию, н одежда оказалась самым
действенным средством выраже-
ния этих намерений*24.
Во второй половине X V I I I
века светлейший князь Г. А. Потем-
кин, возглавлявший военную кол-
легию. доказал необходимость из-
менения обмундирования. Его ре-
формы, направленные на борьбу с
п р усски м и
вл и ян и ям и ,
ввели
удобны е укороченны е суконны е
куртки, брюки с кожаными крага-
ми, короткие сапоги и легкие кас-
ки. Летняя форма состояла из ки-
телей и шаровар, сшитых из полот-
на белого цвета. Н о практичная и
простая форма не удовлетворила
представителей старш их чинов,
поскол ьку
не соответствовала
моде того времени. Пришедший к
власти Павел I утвердил двуборт-
ные кафтаны для солдат и однобор-
тные для офицеров со специально
разработанным рисунком золото-
го ш итья, украш авш его обшлага
рукавов. Новая «павловская* фор-
ма была удобной. М ундиры имели
специальные стяжки, позволявшие
в холодное время надевать под них
утепленные жилеты.
Император Александр I занял-
ся пересмотром армейских ново-
введений своего отца. Коснулось
это и военных мундиров. П ояви-
лись мундиры фрачного покроя,
двуугольные шляпы, шинели II вы-
сокие сапоги. Отменили пудреные
парики и обязательны е ранее
косы. П осле войны 1812 года в
русской военной форме отрази-
лось влияние французских мунди-
ров. Например, у русских мунди-
ров появились цветные лацканы
на манер ф ранцузских. С начала
X IX века красные вицмундиры в
сочетании с белыми панталонами,
чулками и туф лями с серебряны-
ми пряжками стали бальной фор-
мой военных. Появляться на балу
в сапогах стало неприличным.
Николая I меньше интересова-
ло ф ункциональное назначение
военной ф ормы , главны м и в то
время были изящество и красота.
Поэтому в 1825-1854 годы изме-
нял ось лиш ь декоративное украше-
ние. Тем не менее панталоны были
заменены на рейтузы , ф рачны е
мундиры у пехоты - на полукаф-
таны, а у кавалерии - на короткие
куртки, заправленные в шаровары.
Подвергались трансформации го-
ловные уборы - кивера поменяли
на каски, весьма неудобные для
солдат, меш авш ие при военны х
действиях.
П ри А лексан дре II верхней
одеждой военных стали шинели.
На смену неудобным каскам при-
шли более комфортные кепи, у к -
рашавшиеся при параде султаном
и гербом. В 1869 году появился
Салоп.
1870-1880-е гг.
новый вид обмундирования - по-
ходная форма. Ввели четкое раз-
граничение на парадную, празднич-
ную, воскресную, повседневную и
походную формы.
А лексан др III упростил по-
крой военного мундира, сделав его
более п р акти ч н ы м и удобны м .
Кроме того, в нем отразились чер-
ты русской национальной одежды.
М ундир имел вид свободной кур-
тки с глубоким запахом и склад-
кой сзади. Его свободный покрой
позволял носить внизу теплую
фуфайку, а кроме того, отпала не-
обходимость его четкой подгонки
по фигуре. Простота новой ф ор-
мы, минимум декора были встре-
чены негативно*.
Во времена правления Николая
II вновь вернулась нарядная эффек-
тная форма. Парадные мундиры на-
девались редко, в связи с этим было
решено разработать дополнения к
походному варианту. Новая форма
стада состоять из суконной гимна-
стерки с пристежными лацканами,
воротником и обшлагами. Офице-
ры украшали декоративными дета-
лями китель. В целом в эпоху цар-
ствования последнего русского
царя армия носила мундиры, суще-
ствовавшие ранее.
Возвращаясь к гражданскому
костюму, замечу, что в этой сфере
все российские императоры, начи-
ная с Петра Великого, считали сво-
им долгом распространять разра-
ботанные на Западе теории вкуса.
При Елизавете Петровне была вы-
пущена книга светских приличий,
при Екатерине II - «Модная кни-
га*, осуждавшая безрассудную по-
гоню за модой. Таким образом, и
табель о рангах, и царственные ука-
зы, и руководства по моде воспи-
тывали вкус, чувство меры, закреп-
ляли сословный характер одежды.
В X V III веке в русском обществе
сформировалось представление о
моде как о правиле, норме, кото-
рым необходимо следовать.
С вступлени ем на престол
Александра I, совпавшим с началом
X I X века, резко изм енилась на-
правленность моды. Словно в про-
тивовес павловским указам в Пе-
тербурге
п ояви ли сь
модники.
«И нтересно, что первы м таким
франтом на петербургских улицах
появился в такой отчаянно-воль-
нодумной форме и с такой либе-
ральной палкой в руках известный
в истории просвещения М. Л. М аг-
ницкий. Такие “невероятные" львы
тогда
назы вались
“петиметра-
м и”*25; они щеголяли также в шля-
пах â la Robinson, в чрезвычайно
узких брюках с узорами по бантам,
в сапогах â la husard*26.
В тот период мужской костюм
утратил свою яркую красочность.
Первенство в диктате моды пере-
шло от Франции к Англии. Именно
* Известны случав, когда офицеры
в знак протеста против тех нововведе-
ний шли на самоубийство, считая новую
форму одежды попыткой уничтожения
их офицерского достоинства. -
Ред.
ІІтю/ши Потс/ібуїма.
.Vі
2 (.ill)/2007
предыдущая страница 47 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст