м -
о д н ы й П е т е р б у р г
оттуда в Россию приш ли такие
виды мужской одежды, как фрак,
сюртук, спенсер и редингот, впос-
ледствии именно они стали осно-
вой классического стиля, известно-
го и по сей день. Л учш ие фраки
шили в Лондоне, где профессио-
нальные секреты передавались пор-
тными из поколения в поколение.
«Сшитый в Лондоне фрак “си-
дел” идеально, скрывая недостат-
ки и подчеркивая достоинства
любой ф игуры. Недаром в ходу
было выражение известного писа-
теля В. А. Соллогуба: “Облитый,
так сказать, черным фраком, сде-
ланным в Лондоне"*27.
К фраку и длинным пантало-
нам (пришедшим на смену укоро-
ченным кюлотам) полагались жи-
леты из разных тканей, белая ру-
башка со стоячим накрахмаленным
воротником, вокруг которого об-
матывали шейный платок, завязан-
ный спереди узлом или бантом. С
фраком также носили белый атлас-
ный или батистовый галстук с ба-
тистовой рубашкой с накрахмален-
ными манжетами. Парадные фра-
ки шили из бархата и украшали
металлическими или перламутро-
выми пуговицами, к ним надевали
панталоны или трико, обязательно
отличные по цвету, к этому наряду
надевали сапоги-ботфорты «с жел-
тыми иногда отворотами по утрам,
но без них после обеда*28.
Подобные «говорящие* мело-
чи стали признаком зарождения в
петербургской среде нового фено-
мена, получившего в Англии назва-
ние «дендизм*. Он складывался в
условиях обращения культуры к
личностному началу, когда моду
определяла индивидуальность.
Денди - аристократы - «про-
дукт* туманного Альбиона удиви-
тельно органично приж ились на
берегах Невы в торжественно-пе-
чальном и в то же время блиста-
тельно-роскошном Санкт-П етер-
бурге. И х отличала манера дер-
жаться, умение по-особенному но-
сить костюм, дополняя его отличи-
тельными деталями, заметными
только посвященным.
Для наш их современников
слово «денди» ассоциируется с
пушкинской строкой из «Евгения
Онегина*: «Как денди лондонский
одет.
..*. Именно Пушкин ввел этот
термин в широкое употребление
русской речью. Онегин - совер-
шенный образ европейского денди,
принадлежавший к новому куль-
турному быту, стал образцом для
подражания и, несомненно, способ-
ствовал распространению этого
явления.
Как писал Ю. М. Лотман, «ис-
кусство дендизма создаст сложную
систем у собственной культуры,
которая внешне проявляется в сво-
еобразной “поэзии утонченного
костюма". Костюм
внешний знак
дендизма, однако совсем не его
сущ ность». Особенности покроя
фрака или манера повязывать гал-
стук не являлись главными призна-
ками дендизма, поскольку могли
быть переняты или ловко сымити-
рованы простаками, не знакомыми
с его аристократической сущ нос-
тью. Этим термином мог называть-
В.
Л. Боровиковский.
Портрет А. Б. Куракина. Ок.
1800 г.
ся только «изысканный человек.
..
выделяющийся в толпе с помощью
скромных по объему, зато облада-
ющих какой-то огромной энерге-
тической силой средств.
.. И зы с-
канный человек наносит на уни-
форму своего века кое-какие
дис-
кретные.
..
знаки - уже не зрелищ-
ные знаки прямо заявляемого со-
циального положения, а всего лишь
знаки сообщеничества*29. Подоб-
ная изы сканность свойственна
прежде всего интеллектуально
утонченной свободной личности. К
сообществу таких личностей при-
надлежал и А. С. Пушкин. Его ма-
нера вести себя была, по мнению
Ю. М. Лотмана, истинно дендист-
ской, которая подразумевает «на-
глость, прикрытую издевательской
вежливостью, составляющую ос-
нову поведения денди*. Чаадаев,
Грибоедов, Лермонтов - наиболее
известные представители нового
феномена. Известным денди был и
князь Куракин, щеголь времен Ека-
терины. На парадном портрете ху-
дож ника В. Л. Боровиковского
князь Куракин предстает в костю-
ме золотого цвета со всеми орде-
нами и почетными регалиями.
«Появление стиля денди по
времени совпадает с расцветом
ампира, особенность которого -
культ военного мундира в мужской
моде, т. е. по сути стиль ампир в
мужском костюме - это стиль ми-
лнтарн своего времени. Дендизм
же, наоборот, является сугубо свет-
ским стилем. .
..Денди не может не
питать ненависти к мундиру*30.
Однако в России и некоторые во-
енные отличались склонностью к
этому явлению. Так герцог Веллин-
гтон - генералиссимус сою зных
держав и российский фельдмар-
шал, ввел в Петербурге манеру но-
сить длинные брюки со штрипка-
ми поверх сапог, а также длинный
узкий черный плащ. В то же время
в муж ской одежде появился и
другой вид плаща - настолько ши-
рокий, что его можно было обер-
нуть вокруг себя несколько раз. С
ним в комплекте вместе надевали
сапоги со шпорами и шляпу ä la
Bolivar с очень широкими полями.
В России молодые люди, увле-
ченные модой, получили прозвище
«светские львы*. Почему их обо-
значили словом «Hon* во француз-
ском языке, а вслед за ним и в рус-
ском переводе - «лев*? Исследо-
ватель дендизма О. Вайнштейн об-
ращает внимание на возможное
родство слов «dandy* и «dandelion*
- «одуванчик*, причем самое ин-
тересное, что в названии этого цвет-
ка также присутствует слово «Поп*.
Вот как описывал одеяние свет-
ского льва, собравшегося на маска-
рад, граф В. А. Соллогуб: «Он одет
был прекрасно. Темный коричне-
вый фрак с таким же бархатным
воротником придавал довольно не-
уклю жему телу какую-то особен-
ную щеголеватость. Ш ею обвязы-
вал длинный черный шарф с пест-
рыми узорами, небрежно приколо-
тый двумя булавками с висячими
4<
ііпію
/
нін
Петербу/і/а.
.V
2 (36)/2007
предыдущая страница 48 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст