^ ^ ^ о д н ы й П е т е р б у р г
4 8
камешками от Стора и Мортимера
(магазин, торговавший в Петербур-
ге
ю велирными
изделиями.
-
Ю . М.). Ж илет темный, вышитый
шелком и с гранатовыми пуговица-
ми. На жилетке цепочка, перехва-
ченная жемчугом. Сапоги как зер-
кало. Ш ляпа как сапоги. Наконец
завитые виски и желтые перчатки
довершали его очаровательность».
И еще о нем: «Он одет всегда в чер-
ное платье, хотя иногда, по недо-
статку характера, не может проти-
востоять голубому галстуку или
красному жилету»31. Этот пример
наглядно демонстрирует акценти-
рование в дендистском костю ме
такой детали, как шейный платок,
в последстви и п реобразова вш и йся
в галстук. Истинные денди созда-
вали моду, вводя в нее новые дета-
ли или обогащая собственной ма-
нерой носить ту или иную одежду.
Дендизм в России, по мнению
Ю. М . Лотмана, «был окрашен в
тона национальной специфики и в
этом смысле, с одной стороны, смы-
кался с романтизмом, а с другой -
примыкал к антифранцузским пат-
риотическим настроениям, охва-
тивш им Европу в первые десяти-
летия X IX века»33. Зарождение это-
го нового явления в Европе было
обусловлено тем, что к началу X IX
века в моде начал задавать тон фе-
номен «великого мужского отказа»,
описанный Дж. К. Флюгелем. Он
заключался в упрощении мужско-
го костюма, произошедшем под на-
тиском демократизации общества,
более не нуждавшегося в статусной
функции костюма.
В то время как в мужской моде
первенство было отдано Англии -
родине дендизма, в создании жен-
ских мод лидерство по-прежнему
принадлежало Франции. В конце
первого десятилетия X IX века на-
чался отказ от простоты костюма
стиля ампир. И уже во втором де-
сятилетии в моду вошел новый
силуэт платья с прямой спереди и
густо сосборенной сзади юбкой,
под которой
обязательно широ-
кая сильно накрахмаленная ниж -
няя юбка. Линия талии постепен-
но возвратилась на естественное
место, туго затянутый корсет под-
черкивал грудь. Короткие пышные
рукава типа «фонарик* часто со-
четались с длинными узкими ру-
кавами. В моду вош ли тяжелые
ткани - шерстяные или шелковые
Парад на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге.
Худ. Г. Г. Чернецов. Фрагмент
Вид Белого зала в Зимнем дворце.
Худ. А. И. Ладюрнер. 1838 г.
Фрагмент
насыщенных глубоких тонов. В ка-
честве отделок использовались
вы ш ивки золотом , каменьями,
шелком, рюши, оборки. Бальные
платья стали короче, однако они
сохранили модный силуэт.
В 1820-1930-х годах юбки и
рукава имели тенденцию расш и-
ряться. Ж енская мода в то время
диктовала несколько разновидно-
стей рукавов, среди которых са-
мым популярным был рукав с крас-
норечивым названием «бараний
окорок* - очень широкий вверху,
с пышными сборками и сильно за-
уженный в запястье, украшенный
лентами или браслетами из ткани.
Представление о том, как выгляде-
ли знатные петербургские господа
1830-х годов, дает живописное по-
лотно русского художника Г. Г. Чер-
нецова «Парад на Царицыном лугу
в Санкт-Петербурге».
Что же касается придворных
нарядов, то их характер, цвет и по-
крой были строго регламентирова-
ны специальным указом. Как отме-
чала Т. Т. Коршунова: «Эта костю-
мы должны были состоять из бар-
хатного верхнего распашного пла-
тья со шлейфом, очень открытого,
с длинным откидным рукавом, гу-
сто сосборенным у плеча, согласно
моде 1830-х годов, и нижнего, со-
стоящего из корсажа с коротким
пышным рукавом и довольно ши-
рокой юбки, исполнявш егося
из
белого шелка, чаще всего из атла-
са. Цвет бархата и характер золо-
того или серебряного шитья опре-
делялись рангом владелицы, так
же, как и длина шлейфа*33. П ри-
дворный наряд дополнялся кокош-
ником с белой вуалью для дам и
повязкой с вуалью для девиц. Та-
кой костю м носил черты нацио-
нального русского платья. Именно
в таких нарядах изображены при-
дворные дамы на картине А. И. Ла-
дюрнера.
Поскольку в обществе нельзя
было появляться ненакрашенной,
косм ети кой пользовались не в
меру: сурьм и ли брови, белили
лица34. Для причесок использова-
ли пудру разных цветов, популяр-
ны были серая, палевая и белая пуд-
ра. В моде были мушки, которые в
большом количестве наклеивали
на лицо. Дама не выходила из дома
без коробочки с м уш ками, язык
которых мог многое рассказать по-
священному.
ІІспюішн Петербурга.
.V
2 (361/2007
предыдущая страница 49 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст