э д н ы й П е т е р б у р г
В 1840-х годах женское платье
изменилось.
Ю бка становится
шире, приданию необходимой ко-
локолообразной формы помогли
несколько накрахмаленных ниж -
них юбок. По талии верхняя юбка
закладывалась широкими складка-
ми. на смену пы ш ны м рукавам
пришли зауженные, линия талин
занизилась, лиф оканчивался уд-
линенным шнипом. В моду вошли
пастельные цвета. В качестве отде-
лок - вышивка и кружево.
Примерно в те же годы в муж -
ской моде на смену фраку пришел
закрытый сюртук. Застегнутый на
все пуговицы, он скрывал фигуру
до колен, скрадывая ее недостатки.
Черный сюртук подчеркивал цело-
стность силуэта.
В целом в развитии моды Пе-
тербурга X IX века наступил новый
этап развития, связанный с расцве-
том промышленности и зарожде-
нием нового социального класса -
буржуазии. Мода стала более де-
мократичной и распространялась с
невиданной скоростью модными
журналами. Благодаря появлению
швейных машин возможности из-
готовления готового платі,я расши-
рились. В искусстве костюма, как
и в искусстве того периода в це-
лом, царила эклектика, и в ее но-
вых направлениях появились отго-
лоски прошлых времен.
В одежде наблюдалась смена
исторических стилей, присутство-
вало заимствование элементов
средневекового костюма и платья
времен Возрождения, прослежива-
лось цитирование стиля барокко.
Но мода середины X IX века осо-
бенно подверглась влиянию стиля
рококо. Эти тенденции наблюда-
лись до конца столетия. Что же ка-
сается конкретных деталей, то сле-
дует отметить часто менявшуюся
Платье сводебное. Неизвестная
мастерская. Конец XIX в.
ш ирину юбки у женского платья, к
1850-м годам она достигла макси-
мального размера, а к концу следую-
щего десятилетня вновь появилась
юбка со шлейфом, который давно от-
сутствовал в моде. Благодаря тому,
что исчезла лиш няя ширина юбки на
л и н и и талии, опусти л и сь обручи
кринолина, и тем самым выявилась
линия бедер. В то же время началось
Галерея магазина «Пассаж» на Невском проспекте.
Худ. П. Семечкин. 1849 г.
увлечение всевозможными отдел-
ками, воланами, рюшами, фестона-
ми. цветочными гирляндами. Ко-
личество воланов на одной юбке
могло достигать десяти. В моду
вошли двойные (верхняя и ниж -
няя) юбки, причем верхнюю при-
нято было драпировать, открывая
нижнюю. Так появилась возмож-
ность комбинирования разных но
цвету и фактуре тканей.
На рубеже Х 1 Х -Х Х веков из-
менился и весь силуэт женского
платья. Уже в 1870-х годах в моду
вошел новый Б-образный силуэт,
который был создан благодаря тур-
нюру - волосяной подушке, под-
кладывавшейся сзади чуть ниже
талии. «Лиф плотно облегал ф и-
гуру, затянутую в длинный корсет,
а юбка была эффектно задрапиро-
вана сзади с помощью многочис-
ленных пуфов, подборов, незагла-
женных складок, бантов, плисси-
рованных оборок и заканчивалась
длинным шлейфом или веерооб-
разным треном, волочащимся по
полу наподобие «русалочьего» или
«павлиньего» хвоста»“ . Основной
декор платья, состоявший из слож-
ных бантов, розеток, лент, бахро-
мы, переместился назад. В моду
вошли воротинки-стойки, волосы
убирали в пышные высокие при-
чески со всевозможными шпиль-
ками, заколками и гребнями из
кости, черепахового панциря. рога,
перламутра и даже из целлулоида.
В первом десятилетии X X
века женская мода оказалась под
влиянием стиля модерн, преобла-
давшего в искусстве и архитекту-
ре. Характерные для него плавные
текучие линии нашли отражение
в туникообразных платьях с завы-
шенной талией, украшенных дра-
пировкой, в платьях, закрученных
спиралью вокруг фигуры, и в пла-
тьях с боковым треном. Популяр-
ными стали неяркие, приглушен-
ные пастельные тона. Загадочный
образ создавался с помощью по-
лупрозрачных шнфонов, тюля и
переливчатых шелков. Дополняли
его кружевные отделки и нежные
вышивки, воротники из страусо-
вых перьев, легкие накидки. Как
нельзя лучш е описал костюм та-
инственной прекрасной дамы А.
Блок: «.
..и веют древними поверь-
ями ее упругие шелка, и шляпа с
траурными перьями, и в кольцах
узкая рука.
..*.
ІІтю/ши ІІі'тгрбуїма.
Лі
‘4 (Зв)/2007
предыдущая страница 50 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст