П ридворны м костю м в X I X
веке не подвергался сильным из-
менениям. Николай I в 1830-х го-
дах по-прежнему строго регламен-
тировал цвет и покрой костю ма
придворных. Платья фрейлин им-
ператрицы
синие, пунцовые или
другого цвета с золотым или сереб-
ряным шитьем, у статс-дам и ка-
мер-ф рейлин верхнее платье из
зеленого бархата с золотым ш ить-
ем и белое нижнее платье с таким
же шитьем. Длина шлейфа и харак-
тер ш итья определялись рангом
дамы. Придворное платье мало за-
висело от прихотей моды.
Краткий обзор формирования
петербургского стиля в костюме
позволяет сделать вывод о том, что
в результате реформ Петра I про- 1
2
3
4
5
*
7
*
*
10
1
*
13
14
15
16
17
18
*
*
*
*
*
24
25
*
27
28
*
30
31
32
3
34
35
*
37
^ ^ ^ о д н ы й П е т е р б у р г
изошло «внешнее включение Рос-
сии в европейский культурны й
контекст*36. Н есм отря на заи м -
ствования в одежде европейской
культуры, российский костюм яв-
лялся ее частью. Петербургский
костюм - это прежде всего костюм
дворянства, принадлежность к ко-
торому он и подчеркивал. « X V III
столетие - это эпоха, когда русские
с трудом и переменным успехом,
но все же влились в общеевропей-
ский поток, что особенно ярко до-
казывает мода того времени*37.
Мола X IX века стала более демок-
ратичной.
На протяжении двух веков в
петербургском костюме сформиро-
вался строгий, следующий европей-
ским тенденциям стиль. Это было
обусловлено рядом факторов - его
столичным статусом, дисциплини-
рую щ ей ф ункцией униф ормы и
выработанной на протяжении двух
столетий системой регламентаций
распространения модных стандар-
тов «сверху*38. На формирование
стиля в огромной мере повлияла и
архитектура столицы. Связь с ней
зримо прослеживается. О т пышно-
сти художественного стиля рококо
X V III века и моды, склонной к рос-
коши, к строгим костюмам класси-
цизма и затем ко «второму роко-
ко*, эклектике в архитектуре и со-
ответствующей моде и, наконец, к
завершающему век модерну, воз-
рождавшему декоративность - та-
ков основной путь развития искус-
ства костюма Петербурга. ■
1
Бердяев Н. Кризис искусства // Астральный роман. М., 1990. С. 36.
2 Пыляев М. И. Старое житье. СПб.
. 2000. С. 94.
3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 5. СПб., 1830. № 2874. С. 137.
4 Мола и стиль: Соврем, энциклопедия. М.
. 2002. С. 97.
5 Там же.
е Пыляев М. И. Указ. соч. С. 95.
7 Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М.
. 1989. С. 492.
* Там же. С. 493.
* Кирсанова R М. Костюм в русской художественной культуре XVIII
первой половины XX в. М., 1995. С. 123.
10 Павленко Н. И. Петр Первый и его время. М„ 1989. С. 156.
11 Фижмы - устройство из ивовых прутьев или китового уса в виде перевернутых вверх дном корзиночек (часто овальной
формы), крепящихся к талии с боков для придания пышности юбкам дамских платьев; то же самое, что фншбейн, панье (там
же.
С. 295).
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.
. 1994. С.
19.
13 Пыляев М. И. Указ. соч. С. 109. ПО.
14 Пыляев М. И. Старый Петербург Рассказы из былой жизни столицы. СПб., 2000. С. 185.
15 Там же.
16 Там же. С. 11.
17 От французского слова
chemise,
что в переводе означает - рубашка.
14 Записки Филиппа Филипповича Вигеля. Ч. 2 // Русский архив. 1891. Т. 3. Кн. 10. С. 39.
18 Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. М„ 1977. С. 10.
20 Пыляев М. И. Старый Петербург. С. 426.
21 Там же. С. 426, 428.
22 Самонин С. Ю. Военный костюм в России XVIII - начала XX века // Костюм в России XV - начала XX века. Из собрания
Государственного исторического музея. М.
. 2000. С. 182.
' 23 Там же.
24 Кирсанова Р. Подруги принцесс и королев // Родина. 2005. № 9. С. 82.
25 Петиметр - от французского «petit maitre» - щеголь, господинчик.
* Пыляев М. И. Старый Петербург. С. 428.
27 Алешина. T. С. Городской костюм в России XVIII - начала XX века // Костюм в России XV - начала XX века. С. 120.
28 Пыляев М. И. Старый Петербург. С. 428.
28 Барт Р. Система моды: Ст. по семиотике культуры. М„ 2003. С. 298.
30 Дружинина М.
Ю.
Стиль денди как образ жизни // Материалы международной научной конференции «Мода и дизайн:
исторический опыт - новые технологии». СПб., 2005. С. 324.
31 Алешина. T. С. Указ. соч. С. 126.
32 Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 123.
33 Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л„ 1979. С. 20.
34 Заметим, тогда не знали такого слова.
35 Алешина T. С. Указ. соч. С. 140.
* Кирсанова Р. История костюма в России // Теория моды: Мсждунар. журн. 2006. № 1. С. 55.
37 Мода и стиль. С. 97.
34 Имеется в виду то. что модные новинки в костюме появлялись в кругах высшего общества.
5 0
История Пепичміур/ч.
„V
2 (36)/2007
предыдущая страница 51 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст