^ ^ / е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Санкт-Петербург. Худ. В. Шустов. 1991 г.
И спользование металла при
сооружении кровель в строитель-
стве основано на м ноговековы х
тралнцпях, зарож денны х в 30-е
годы XIII века. Именно тогда кры-
ша п баш ня Х ай дельхай м ского
I
монастыря в Германии были по-
крыты медью. Здание стоит до сих
пор. Когда в сороковые годы про-
шлого века был затеян его ремонт с
целью устранить разрушения воен-
ного времени, древние листы ме-
таллической кровли, не имевшие
механических повреждений, даже
не пришлось менять.
В России медью издревле кры-
ли купола православных храмов.
Несколько позднее, уже в Петров-
скую эпоху, медная кровля стала
применяться при строительстве
домов, большей частью дворянс-
ких, и. сохранивш ись на многих
таких зданиях до сих пор, пережи-
5 8
ла не одно поколение своих хозя-
ев. М едные крыш и Казанского и
Исаакиевского соборов, Петропав-
ловской крепости и многих других
и сторических зданий являю тся
неопроверж им ы м
доказатель-
ством долговечности такого по-
крытия.
С р о к служ бы лю бого ка п и -
тального строения зависит от ка-
чества структурных элементов его
конструкции, среди которых едва
ли не первое по значимости место
отводится кровле. «Всякое здание
па протяжении своей жизни стоит
пол самы ми разны ми кры ш ами.
Это объективная реальность. М е -
талл же в отечественном кро-
вельном строительстве применял-
ся в какие-то периоды чаще, в ка-
кие-то - реже. У нас с вековой тра-
дицией деревянной
застройки
больше сооружались деревянные,
'М Ш
Н
ШетеЬМм
И. И. Верижникова,
студентка СП61УСЭ
тесовы е кры ш и.
Исклю чением
было, пож алуй, лиш ь церковное
строительство. Купола храмов по-
крывались металлом, и это служи-
ло определенным символом гла-
венства церкви* (Т. Садикова, ар-
хитектор).
Л иш ь когда Россия шагнула в
Европу и попыталась доказать ей
свое соответствие в архитектурном
отнош ении, понадобились новые
решения и материалы для созда-
ния кровли. Лучш е всего видно это
на примерах петербургского стро-
ительства.
Т. Садикова: «Черепица вряд
ли соответствовала замыслам ар-
хитекторов, работавш их в пору
барокко, рококо и классицизма.
Этот материал больше согласует-
ся с прямыми формами, тогда как
использование металла позволяло
творить настоящ ие кровельные
чудеса, допускать изгибы, скругле-
ння и прочие авторские изыски.
М ало того, с проникновением но-
вых технологий и металла в каче-
стве основного стройматериала
питерские кровельщ ики могли с
полным правом гарантировать дол-
говечность и настаивать на эстети-
ческих преим ущ ествах медных
кровель. С охранивш иеся до сей
поры крыши исторических постро-
ек, появивш ихся на карте Петер-
бурга в те времена, с их “задумчи-
вой" барочной ф ормой, обилием
округлых деталей, тонко вписыва-
ются в исторический облик наше-
го города. Хотя, признаться, архи-
вные сведения, доподлинно под-
тверждающие, где, когда и какая
конкретно была кровля, достаточ-
но скудны*.
Медь никогда не считалась де-
шевым стройматериалом. Позво-
лить себе подобную роскошь во все
времена могли лиш ь очень состоя-
тельные люди. Медная кровля и се-
Испю/шм ІІгпіг/ніуінп.
.V
2 (36)/2007
предыдущая страница 59 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст