и
е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Метохия одного моста
Постойте же. Вдали Лит ейный мост.
Вы сами видите - он крыльями разводит.
Постойте же. Ко мне приходит /ость,
из будущего времени приходит.
И. Бродский
В. И.
Таран, пултгСПбГУСЭ
О Н А З В А Н И И
Л итейны й мост стад вторым
постоянным мостом нашего горо-
да. Он соединил центральные рай-
оны Санкт-Петербурга с Выборгс-
кой стороной. Свое имя мост по-
лучил нс случайно: нарекли соору-
жение в честь Литейного проспек-
та. находившегося в Литейной ча-
сти города. А название проспекта
произошло от Литейного двора и
Литейной слободы, находивш их-
ся на левобережной стороне.
Позже мост переименовали в
Александровский, или мост Импе-
ратора Александра II. Н о эти назва-
ния не прижились. Они мато упот-
реблялись в обиходе городского
населения. После 1917 года укоре-
нилось одно, первоначальное имя
моста - Литейны й1.
О П Р И Ч И Н А Х С О З Д А Н И Я .
..
Береговая линия Невы в черте
города во второй половине X IX
века состаатяла 13 км. Поэтому кро-
ме Николаевского (первого посто-
янного моста, сооруженного в 1850
году), функционировали лиш ь три
наплавных моста: Литейный, Тро-
ицкий н Дворцовый. Численность
населения Петербурга к тому вре-
мени перевалила за 540 тысяч че-
ловек и продолжала быстро увели-
чиваться. Росла потребность в
транспортных связях между цент-
ральными {лайонамн и развивавши-
мися промышленными районами
6 2
Выборгской и Петрогралской сто-
рон. На протяжении многих лет
Литейный наплавной мост служил
единственным путем сообщ ения
между этими районами.
Еще одним поводом к соору-
жению второго постоянного моста
через Неву явился срыв ледоходом
4 апреля 1865 года Литейной на-
плавной переправы. Правда, и до
того происходили аналогичны е
случаи с другими наплавными мо-
стами, но они не вызывали столь
сильной реакции государственных
учреждений. Достаточно сказать,
что для изучения причин аварии
Литейного моста была создана спе-
циальная экспертная комиссия.
П Р О Е К Т - Д Е Л О Т О Н К О Е
Трасса второго постоянного
моста через Неву к тому времени
еще не была уточнена. Поэтому за-
кономерный вопрос о том .где же
она должна лежать - на соедине-
нии Адмиралтейского острова с
Петроградской стороной или Л и -
тейного проспекта с Выборгской,
вызвал бурные споры в Городской
думе, которые не утихали несколь-
ко лет. Наконец, 22 августа 1869
года, после глобального обсужде-
ния вопроса Дума высказалась за
постройку постоянного моста по
трассе Литейного проспекта.
П роекты моста через Неву
представлялись разными фирма-
ми, а такж е частны м и лицами.
П ервы й из них возник в конце
1850-х годов, задолго до объявле-
ния конкурса в 1871 году, однако
он не приалек внимания мостост-
роителей, и сведений о нем прак-
тически не сохранилось.
С л едую щ и й
проект
моста,
предложенный в 1869 году фирмой
«Пущен и К°*, предусматривал со-
оруж ение металлического четы-
рехиролетного моста из сквозных
Схема речного моста
Н е т у ш я
( ( г ш ф 'з д і л і . . V
2 ( 3 8 ) / 2 0 0 7
предыдущая страница 63 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст