ферм и разводного пролета у Вы -
боргской стороны. Ф ирм а согла-
шалась построить мост на соб-
ственные средства. Но выдвинула
ряд условии, в частности, касаю-
щихся окупаемости затрат на со-
здание моста: либо выплата затра-
ченной сум м ы осущ ествится из
государственной казны по оконча-
нии строительства, или же фирме
предоставят право выпуска акций
на сумму, необходимую для соору-
жения моста (в том случае проход
и проезд по мосту был бы платным).
Проект моста был представлен
С. В. Кербедзом. По нему на опорах
моста должны были находиться
специальные ледорезы. Через два
года, 8 ноября 1871 года, англича-
нин Ч. Ланкастер представил свой
проект металлического моста ароч-
ной системы на железных опорах с
такими же ледорезами. В итоге
28 января 1872 года Городская дума
ознакомилась с проектом лондонс-
кой фирмы «Ч. Ланкастер и К°», по
которому планировалось сооруже-
ние моста из четырех равных про-
летов (по 103,84 м), перекрытых
металлическими раскосными фер-
мами, и одного разводного пролета
у левого берега. Опорами моста
должны были служить речные быки
на кессонных основаниях. Пред-
ставляя свой проект, фирма изъя-
вила готовность осуществить его не
более чем за 2 млн 700 тысяч руб-
лей, что было значительно дешевле
предыдущих проектов2.
З А М Е Т К А
Д Л Я Л Ю Б О З Н А Т Е Л Ь Н Ы Х
Прежде это название (франц.
Caisson) применялось к открытым
сверху плавучим ящикам, в кото-
рых возводится каменная кладка,
так что ящик постепенно погружа-
ется и, наконец, садится на дно,
причем кладку можно продолжать,
как на суше. В настоящее время
строительная практика под словом
кессон
понимает только сверху зак-
рытый ящ ик, из которого, после
погружения его на дно, вода вытес-
няется сгущ енным воздухом, так
что рабочие могут в нем свободно
двигаться. П одкапы вая дно под
краями ящика, они постепенно его
углубляют до достижения твердо-
го слоя, который может служить
надежной подошвоіі для сооруже-
ния. Такой способ устройства ос-
JJ_
е и з в е с т н о е о б и зв е с т н о м
нований называется
пневматичес-
ким.
Этот способ был испытан в
первый раз в 1839 году французс-
ким инж енером Трнж е (T rig e r)
при заложении каменноугольной
шахты в водоносном слое в Ш а-
лонских копях близ реки Луары и
затем был применен в 1850 году в
А н гл и и
инж енером
Ю зом
(Hughes) для устройства основа-
ний Рочестерского моста через
реку М идвей. Бы ки того моста
были выведены на чугунных колон-
нах, 2,15 м в диаметре, наполнен-
ных бетоном. Д ля возмож ности
производства работ в колонне ее
внутреннее пространство с помо-
щью воздуходувных машин было
наполнено сгущ енным воздухом,
который вытеснил из нее воду че-
рез нижнее, открытое отверстие.
Над колонной были установлены
две камеры -
воздуш ны е шлюзы.
которые сообщались посредством
плотно закрываемых дверец, как с
наружным воздухом, так и с рабо-
чим пространством в колонне. Ра-
бочие входили в шлюзную камеру
через наружную дверь и, закрыв ее
за собой, при помощи крана
сооб-
щали
камеру со сгущенным возду-
хом в рабочем пространстве колон-
ны. После полного уравнения дав-
лений можно было открыть дверь,
ведущ ую из ш лю зной
камеры
внутрь колонны, и спуститься вниз.
Подобным же образом, только в
обратном порядке, совершался вы-
пуск рабочих, причем раньше, чем
открыть дверь, ведущую из шлюза
наружу, выпускали из него с помо-
щью крана сжатый воздух. Через
эти же шлюзы выносился извлека-
емый со дна грунт и вводились ма-
териалы для заполнения колонн
бетоном. Этим способом подошва
основан и й моста была опущена на
глубину 18 м. Когда оказалось, что
сжатый воздух дает возможность
с успехом работать, и беспрерыв-
но, как на больших, так и на малых
глубинах, независимо от разных
препятствий, как наступление па-
водков и проч., способ этот начал
входить во всеобщее употребление
при сооружении мостов3.
К О Н К У Р С Н А Я Э П О П Е Я
С января 1871 года началась
кропотливая работа по организа-
ции открытого конкурса на луч-
ший проект Литейного моста. Сна-
чала были утверждены программа
и условия конкурса, затем состоя-
лось назначение экспертной комис-
сии, в которую входили архитек-
торы В. А. Львов, Ц. К. Кавос и
Н. Л. Бенуа. А 22 апреля того же
года Городская дума дала старт кон-
курсу. Всего было представлено ше-
стнадцать (по другим данным, сем-
надцать) проектов, не считая не-
скольких, поступивших после ус-
тановленного срока и поэтому в
конкурсе не участвовавших.
Срок представления конкурс-
ны х проектов был назначен на
1 июля 1872 года. Также были ус-
тановлены суммы премий за луч-
шие проекты: за первое место -
6000 рублей, за второе - 3000 руб-
лей и за третье - 1500 рублей.
11 декабря 1872 года Эксперт-
ная комиссия вынесла решение о
присуждении первой премии про-
екту арочного четырехпролетного
моста с двумя разводными частя-
ми у обоих берегов Невы (иод де-
визом «Вестминстер»). В качестве
опор его авторы предполагали при-
менить чугунные, заполненные бе-
тоном цилиндры , опущ енные в
грунт на глубину 19.8-24,38 м от
ординара. Стоимость сооружения
моста по проекту' была определена
в 482 000 фунтов стерлингов.
Вторая премия была присуж-
дена инженеру О рднху - автору
проекта пятнпролетного моста с
двумя разводными частями у обо-
их берегов Невы. Пролеты из сис-
тем дуг, согласно проекту, были ос-
нованы на кессонах. Стоим ость
всего сооружения определялась в
373 550 фунтов стерлингов.
Проект фирмы «Пущин и К ►
был удостоен третьей премии. Ав-
тор - Б. Суховецкий - также пред-
лож ил пятипролетны й арочный
мост с двумя разводными частями
у берегов. Стоимость строитель-
ства им определялась в 2 млн
500 тысяч рублей.
26
октября 1873 года дума
вынесла решение - выдать премии
авторам проектов и приступить к
строительству моста по плану
«Вестминстер». Однако дальней-
шее развитие событий было, по
сути, противоположно успешному
старту проекта. На стадии началь-
ной реализации проект начали ис-
кусственно тормозить. Инициати-
ва исходила от госчиновников
М инистерства путей сообщения.
И гт п /ш я П е т г / іб у їм а .
. V
2 ( . V i ) / 2 0 0 7
предыдущая страница 64 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст