%
е и з в е с т н о е о б и зв е с тн о м
Рельсы были уложены на попереч-
ные балки ферм, а для проезда гу-
жевого транспорта был сделан на-
стил из досок. Струве строил мост
основательно и не удивительно, что
восстановленный после войны но-
вый мост покоится на тех же быках.
Его строительство было завершено
на год раньше запланированного
срока, что сэкономило казне более
1 млн рублей. Торжественное от-
крытие и освящение моста состоя-
лось 25 марта 1872 года. Вслед за
мостом в Кременчуге А. Е. Струве
построил знаменитый Литейный
мост в Петербурге.
М О С Т, В О З В Е Д Е Н Н Ы Й
Н А К О С Т Я Х
Условия строительства моста
оказались неблагоприятными, что
привело к человеческим жертвам
при подводных работах. Так, 16
сентября 1876 года пять человек
погибли, когда из-за резкого осе-
дания опоры полужидкий грунт
ворвался в кессон. Дело в том, что
грунты русла Невы на этом участ-
ке представляют собой илистую
глину, подстилаемую слоем синей
пластичной глины, несущая способ-
ность которой увеличивается по
мере углубления в ее толщу, дос-
тигая значительной плотности
лишь на глубине 20,2-21,3 м от ор-
динара. Она и была принята в ка-
честве основания для всех речных
быков, фундаментами для которых
служили опускные кессоны, пре-
восходившие по величине все при-
менявшиеся ранее в России.
О сложности подводных работ
можно судить по тому, например,
что размеры кессона под каменный
массив опоры разводного пролета
равнялись 36 на 15 м, с площадью
опоры 462 квадратных метра.
9
сентября 1877 года еще одна
катастрофа потрясла мостострои-
телей. При сооружении фундамен-
тов иод речные опоры произошел
взрыв в кессоне: девять рабочих
были убиты. Массивный потолок
кессона был отброшен на десятки
метров. Работы по ликвидации
последствий катастрофы длились
около года.
А.
Е. Струве очень спешил, так
как
контракт
предусматривал
штраф за каждый просроченный
День. Несмотря на неудачи, строи-
тельство было закончено почти в
срок. 1 октября 1879 года состоя-
лось торжественное открытие мо-
ста, а затем последовало награжде-
ние лиц, проявивших себя в про-
цессе его строительства. Среди них,
конечно, был и А. Е. Струве, кото-
рому был пожалован чин генерал-
майора. Стоимость строительства
моста составила 5 млн 100 тыс. руб-
лей - в полтора раза больше пер-
воначально намеченной суммы и
почти в два раза больше, чем по
проекту Ланкастера.
Ближ айш им
помощ ником
А.
Е. Струве являлся инженер-ка-
питан А. А. Вейс, а руководителя-
ми работ были инженеры Вратнов-
ский и Баторский, инженер путей
сообщения Мазинг, гражданский
инженер Альберт5.
С В Е Р Ш И Л О С Ь
Строительство Литейного мо-
ста, начавшееся с закладки 30 ав-
густа 1875 года (по контракту
1
июля), было закончено 30 сентяб-
ря 1879 года (с опозданием всего
на один месяц). Новый мост состо-
ял из шести пролетов: кроме про-
лета, перекрытого поворотным
крылом у левого берега. Через ос-
тальные пять неравных пролетов
были переброшены металлические
арочные пролетные строения (по
тринадцать арок в каждом), обра-
зовавшие симметричную компо-
зицию. Отверстие разводного про-
лета - 21,3 м (по другим данным -
19,8
м). Общая длина моста между
наружными поверхностями бере-
говых устоев составляла 405,8 м
(407,8 м). Ш ирина моста между
перилами равнялась 24,4 м (из ко-
торых на проезжую часть приходи-
лось 17,04 м)6.
« М О С Т О В Ы Й П ЕРЕД ЕЛ »
Во время Великой Отечествен-
ной войны в один из пролетов мо-
ста попала бомба, которая пробила
его насквозь. В 1966-1967 годах
Литейный мост был почти полно-
стью обновлен. Но с точки зрения
архитектурной ценности мост был
сильно упрощен: резные пролеты
сменились на монолитные метал-
лические, быки стали более про-
стыми: в общем, внешний вид стал
совсем иной.
При реконструкции заменили
металлические строения, развод-
ной пролет перенесли к более глу-
бокой части русла, значительно уве-
личили ширину моста. Его длина
составляет 395 метров. У въездов
на мост на обоих берегах реки сде-
ланы развязки движения в двух
уровнях. Проект моста был разра-
ботан ленинградскими учеными:
инженер проекта - Л. А. Вильдгру-
бе, архитектор - Ю. И. Синица.
Моста Литейного сплочённость,
ремонт троллейбусных путей,
круженье набережных сонных,
как склонность набожных людей.
..
(И . Бродский
«Петербургский роман*)
М О С Т В О ГН Е
Фонарное освещение мост оп-
робовал на себе первым в Петер-
бурге. В 1879 году электрический
свет поселился на Литейном, на нем
были установлены электрические
фонари со «свечами* П. Н. Яблоч-
кова, изготовленными по проекту
архитектора Ц. А. Кавоса.
В 2001 году мост обрел худо-
жественную подсветку пролетов -
18 октября в 19 часов 15 минут,
одновременно с выстрелом пушки,
установленной на катере, курсиру-
ющем по Неве. В тот же момент с
Выборгской набережной по пара-
пету в сторону Литейного и Самп-
сонневского мостов побежала ог-
ненная дорожка, от которой и про-
изошло включение подсветки.
«Работы на мосту начались в
сентябре, а закончились лиш ь к
январю 2002-го. Самым сложным
для организации подсветки ока-
зался Литейный мост - он боль-
шой, состоит из 14 тысяч тонн ме-
таллоконструкций, нуж но было
разместить большое количество
прожекторов, проложить десятки
километров кабельных линий. На
массивной площади создать эф-
(|>ект светотеней всегда сложнее*7.
О ГР А Д А Л И Т Е Й Н О Г О
М О С Т А
М ост огражден перилами двух
типов. Перила одного из них - ме-
таллические кованые, простого
рисунка, легкие и «прозрачные* -
были установлены на разводном
пролете. На остальном протяжении
моста - тяжелые чугунные литые
секции между такими же чугунны-
65
И с т о р и я П е т е р б у р г а .
.\ ?
2 (Л И )/ 2 0 0 7
предыдущая страница 66 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст