^ Н еи звестн о е об известном
Н. А. Некрасов
вожнмх сигналах, раздававшихся
каждую четверть часа, спасаться и
спасать свое имущ ество. Когда
уровень воды более чем на семь
футов превосходил норму, разда-
вались уже сдвоенные выстрелы, и
начинала говорить артиллерия
Петропавловской крепости. При
тревожной стрельбе пушки греме-
ли сильнее, чем при салютацион-
ной: вместо обычных четырех фун-
тов пороха в стволы закладывали
восемь.
Коменданту
крепости
предписывалось стрелять с тех ча-
стей крепости, «с которых он со-
чтет нужным для лучшего извеще-
ния жителей Петербургской и Вы -
боргской части о прибыли воды до
7 фут свыше ординарной*“ .
На уровень и характер городс-
кого шума большое влияние ока-
зывало покрытие площадей и улиц.
От него зависело, какие звуки и
запахи будут обдавать прохожих и
проезжих. Колесо телеги было мо-
лотом. мостовая - наковальней,
которая к тому же вбирала в себя
все зловонное и благовонное, по-
степенно возвращая это в городс-
кую атмосферу. Со времен Петра I
улицы и плошали покрывали хво-
ростом. устраивались также бре-
венчатые настилы, позволявшие не
уходить по колено в трясину. Это
спасало в период распутицы, но в
сухую погоду и люди, и лошади
спотыкались о торчавшие из ока-
меневшей глины сучья. Когда ко-
леса скакали по настилам, они из-
влекали из него звуки расстроен-
ного ксилофона, а когда они дро-
били недавно набросанный хво-
рост,
раздавался
характерны й
треск. Деревянные мостовые в X IX
веке горожане называли «клави-
кордны ми», поскольку экипаж
прыгал по бревнам, как по клави-
шам. Такие покрытия улиц неред-
ко встречались на окраинах, так
выглядел, например, Геслеровский
переулок в 1860-е годы12.
В 1824 году вышло предписа-
ние мостить улицы «рядовой стил-
кой одномерных булыжных кам-
ней*. Число выбоин от этого не-
сколько сократилось, колеса эки-
пажей и ноги лошадей стали мень-
ше страдать, но заметного ослабле-
ния грохота не произошло, только
несколько изменился его ритм.
«...Тяжело-звонкое скаканье / / по
потрясенной мостовой.
..* услышал
за собой Евгений в «Медном всад-
нике*. Ремонт мостовых сопро-
вождался сильным ш умом из-за
особенностей тогдашних техноло-
гий. Необходимый для изготовле-
ния специальной «подушки* ще-
бень доставлялся, как правило, к
месту работ в виде глыб весом от
пяти до тридцати килограммов -
их удобнее, чем мелкие камни,
было перебрасывать вручную с
барки на ломовую телегу, а затем -
на землю. Мужички, пришедшие в
столицу на заработки, усаживались
на землю и специальными молот-
ками в виде затупленных кирок
крошили эти глыбы, придерживая
их стопами, как обезьяны. Чтобы
предохранить нога от поранений,
рабочие обматывали их тряпьем.
Таким же способом защищалась и
левая рука, которой время от вре-
мени поправляли разбиваемый ка-
мень. Этот бодрый перестук был
частью городской летней какофо-
нии до того времени, когда на сме-
ну молоткам пришли мощные дро-
бильные машины и щебень стали
доставлять уже в готовом виде.
Самыми «тихими» были тор-
цевые мостовые. Деревянные шаш-
ки укладывали торцами вверх,
скрепляли металлическими шпиль-
ками, поливали смолой и посыпа-
ли песком. Недостатком такого по-
крытия было то, что оно впитывало
«извержения* десятков тысяч ло-
шадей и потому городские улицы
пахли конюшней. Новый сильный
запах, ворвавшийся в атмосферу
города в начале X X века, отметил
Андрей Белый в стихотворении
«Попрошайка» (1904).
Крыши. Камни. Пыль. Звучит
Под забором голос альта.
К небу едкий жар валит
Неостывшего асфальта
О состоянии петербургских
магистралей в былые годы красно-
речиво свидетельствуют даты ука-
зов. ограничиваю щ их уличные
скачки. Почти все они издавались
в период санного пути, поскольку в
колесном экипаже носиться по рос-
сийским городам удовольствие
было очень невеликое. К 1882 году
в ведении городских властей нахо-
дилось окаю 823 тысяч квадратных
метров мостовых, среди которых
преобладали булыжные (82%). За
ними следовали «шоссе*, что в те
времена означало выровненную
трассу с покрытием из смеси песка
и щебня (16%). Торцы покрывали
чуть более сотой части всей моще-
ной поверхности, а одну тысячу
И гп и ч ш н П е т е р б у р г а .
. V
2 ( З в ) / 2 0 0 7
предыдущая страница 70 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст