^ ^ / е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
квадратных метров, залитых к тому
времени асфальтом, можно считать
вообще каплей в море". В Варшаве
к тому времени многие улицы были
уже асфальтированы, и отсутствие
шума произвело на А. Н. Бенуа ог-
ромное впечатление15. По возвраще-
нии из-за границы Петербург пока-
зался автору воспоминании пыль-
ным и унылым. Один грохот ломо-
виков и дрожек по корявому бу-
лы ж н и ку
представлялся
ему
«безобразием и олицетворением
возмугительного варварства*|6.
При анализе столичных запа-
хов и звуков следует принимать во
внимание обш ирность городской
территории, разнообразие кул ь-
турных ландшафтов и нх измене-
ние во времени. Петербург всегда
был
очень
разный.
П арадны й
центр, Коломна, Васильевский ос-
тров, Петроградская и Выборгская
стороны , П ески, М о ско вская и
Нарвская заставы отличались друг
от друга обликом, духом, звуком
и запахом.То, что с одной точки
(с угловой башенки Петропавлов-
ской крепости) можно было одно-
временно не только увидеть, но и
услы ш ать столичный, провинци-
альный. военный и торговый город,
отметил в своей книге И. И. П уш -
карев17. В центре Петербурга в на-
чале X X века по ровным мостовым
катились роскошные авто, отража-
ясь в зеркальных витринах. На ок-
раинах бродили свиньи и коровы,
отхожие места и помойки распо-
лагались «на самых видных мес-
тах»18. На Васильевском острове
разреженная застройка и большое
количество зелени способствова-
ли тому, что в этой части города
воздух был чистым даже летом, и
обывателям не было необходимо-
сти выезжать на дачу19. Тихой была
до последней трети X I X века и
Выборгская сторона. Именно там
Илья Обломов слыша.'! «тяжелое
кудахтанье наседки и писк цы п-
лят»20. В Гавани также не было ни-
каких магазинов, никаких фрукто-
вых лавок, «щ екотящ их своим
пряным и копченым запахом при-
тупленное обоняние записных ла-
комок», кроме мелочных, где мож-
но было купить все - от чернил до
кофе и чая. Кроме того, в этом рай-
оне нельзя было услышать уличных
певцов, разносчиков или шарман-
щиков. Зато крики петухов, мыча-
ние коров считались здесь «обыч-
I
И. А. Гончаров
ным звуком».
..21 В 1840-е годы од-
ним из признаков границы между
полупровинциальной окраиной и
собственно Петербургом был ру-
беж, от которого бы ли слы ш ны
звуки полковых оркестров22.
Военные спектакли, ежедневно
разыгрывавшиеся на улицах Петер-
бурга, проходили в окружении со-
ответствующих декораций и сопро-
вождались такими же «приличе-
ствую щ им и случаю » звуковы ми
эффектами. Горожан практически
круглосуточно преследовал треск
барабанов. По его характеру можно
было узнать - идут ли солдаты на
парад или сопровождают покойни-
ка в мундире. Особый барабанный
бой назывался «поход* и имел не-
сколько вариаций. Свои «походы*
имели три первых полка российс-
кой гвардии - Преображ енский,
С ем еновский и И зм айловский,
свои - остальная гвардия, гренаде-
ры. армейская пехота и саперы. П о-
ход «за военное отличие*, а также
гренадерский и гвардейский при-
сваивались полкам и отдельным
батальонам как коллективная награ-
да. Бои-сигналы служили для орга-
низации гарнизонной службы и уп-
равления войсками на поле боя.
«Повестка* собирала военнослужа-
щих на вечернюю поверку, «заря*
разделяла жизнь в казарме на днев-
ную и ночную, «на молитву» и «от-
бой молитвы» фиксировали время
религиозных церемоний. Сигнал
«сбор» подавался при разводе ка-
раулов в знак их перехода в подчи-
нение караульному начальству.
Бой-марш «по караулам* сопро-
вождал караулы при их движениях
на посты. Знатоки воинского риту-
ала могли на слух оценивать проис-
ходящее. Если при построении ча-
сти вместо обычной «смотровой*
мелодии «Слуш ай, на караул!*,
горнисты и барабанщики исполня-
ли «поход», это означало, что на
смотре присутствовали высшие
чины армии и флота. Если вдруг
этот сигнал резко обрывался, и иг-
рали «Боже, царя храни», значит,
часть осчастливили своим посеще-
нием император или императрица23.
Если караул отдавал воинские по-
чести вы сокопоставленны м осо-
бам в парадных мундирах, но бара-
баны молчали, это означало, что эти
особы - иностранные послы24. На-
руш ение строгих правил подачи
сигналов считалось таким же пося-
гательством на дисциплину, как не-
ряшливость в мундире. Однажды
при встрече Николая I барабанщик
морского экипажа вместо «чести»
стал отбивать «поход*. Царь в та-
ких выражениях указал адмиралу
Рнкорду на упущение его подчинен-
ных, что знаменитого флотоводца
без чувств увезли в госпиталь.
Первопрестольная в пасхаль-
ную ночь ждала «первого полноч-
ного удара в огромны й колокол
Ивана Великого. Надо быть в М ос-
кве, чтобы самому испытать вели-
чие этого ож идания. Ты сячную
толпу совсем не слыхать - она со-
вершенно смолкла. М олчит и вся
Москва. Н о вот раздался первый
удар, необычайно мягкий, негром-
кий “contra А".
.. Он дает сигнал всей
Москве. Через 5 -6 секунд уже уда-
рили все “сорок сороков” и загоре-
лись иллю минации всех колоко-
лен.
.. Звонят “во вся тяжкая и во вся
камнаны”, звонят с необычайной
силой звука. В этой силе исчезает
все: и
начавшаяся пушечная пальба
(курсив наш. -
В. Л.),
и пение хоров
в появившихся крестных ходах, и
вздохи волнующейся массы тыся-
чей.
..», - писал о всенощной служ-
бе один из очевидцев25. В Санкт-
Петербурге об этом торжественном
моменте извещала пуш ка Петро-
павловской крепости26. Древний
город слушал колокольню, а новый
- бастион. При восходе солнца в
день Пасхи крепость давала 30 зал-
пов, на которые следовал такой же
ответ из небольших пушек, установ-
ленных возле царского дворца. Да-
лее полки гвардии и крепостные
орудия стреляли «согласно приня-
тому праздничному обычаю*27. Эта
И тю /ш н
flrme/tBy/MO-
А»
2 (ЛИ)/2007
предыдущая страница 71 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст