пальба в Светлое Воскресенье очень
удивляла иностранцев21
'. Преобла-
дание салютационной канонады нал
колокольным звоном в Санкт-Пе-
тербурге вполне соответствовало
подчинению церкви государству
при Петре Великом. Из колокола
звук извлекала жив;« человеческая
рука, это был музыкальный инстру-
мент, позволявший проявлять ин-
дивидуальность. «почерк* и прочие
атрибуты искусства. Подтвержде-
ние тому - создание карильонов,
гармоничный звон, «сочиняемый»
некоторыми пономарями, а также
включение колокола в состав орке-
стра. Грохот орудия оповещал о том,
что сработала машина. Пушка на-
стойчиво извещала о наступлении
века механизмов, при которых че-
ловек будет играть роль не мастера-
творца, а обученной и дисциплини-
рованной прислуги.
В X V III веке ночь и день в сто-
лице встречались пушечным выст-
релом. Солнце считалось взошед-
шим или закативш имся, когда о
том громко извещала Петропав-
ловская крепость. Если закат до-
горал, а орудие молчало, это объяс-
нялось тем, что канониры ждали,
когда гуляющая по другой стороне
Невы царица удалится в свои апар-
таменты. Когда же пауза станови-
лась чрезмерной, отдавали приказ
стрелять с бастиона Петра I, чтобы
жерло не было направлено в сто-
рону Зимнего дворца29. Начиная со
времен Петра Великого («господи-
на бомбардира») пушка стала од-
ним из средств общения власти с
народом. Трудно сказать, насколь-
ко этот «пушечный язык» был по-
нятен населению, поскольку об
этом удалось найти только отдель-
ные свидетельства. П. А. Кропот-
кина, заклю ченного в каземате
Петропавловской крепости, взвол-
новала пальба в будний день. Ре-
волюционер даже стал тешить себя
надеждой, что он услышит 101 вы-
стрел, обозначаю щ ий царскую
кончину, однако после 31 залпа
пушка замолчала, возвестив о
рождении младенца в император-
ской семье30. 30 июля 1904 года
жители столицы таким же образом
узнали о появлении на свет вели-
кого князя Алексея Николаевича.
В их числе был и А. Бенуа, нахо-
дившийся тогда в Царском селе:
«Просчитав число ударов, кото-
рым ознаменовалось бы рождение
^ ^ / е и з в е с т н о е о б и зв е с тн о м
особы женского пола, и слыша, что
пушка продолжает палить, я понял,
что Российское государство полу-
чило давно ожидавшегося наслед-
ника цесаревича.
..*".
После революции введение са-
люта в советскую символику про-
шло без каких-либо специальных
усилий со стороны власти. Захват
власти вооруженным путем, триум-
фальный характер празднований
годовщин Октябрьского переворо-
та - все это делало выстрелы орга-
ничной частью коммунистических
торжеств. «Ваше слово, товарищ
маузер!» - эти строки Владимира
М аяковского явились своеобраз-
ным паролем для тысяч партийных
и советских функционеров, имев-
ших за плечами опыт Первой ми-
ровой и Гражданской войн. Э п о-
хальный 1917 год весь прошел под
аккомпанемент ружейной пальбы.
М огилы павших революционеров
стали местами поклонения и тор-
жественных советских ритуалов, в
состав которых часто входило от-
дание чести с помощью ружейного
или даже артиллерийского салюта.
Во время масштабной инсцениров-
ки 7 ноября 1922 года на Неве, у
Петропавловской крепости, мело-
дия курантов, колокольный пере-
звон, барабанная дробь и горны обо-
значили «старый режим». В это
время по реке плыли плоты с висе-
лицами, прожекторная подсветка
вырисовывала на фоне стен фигу-
ры часовых с ружьями, окна с ре-
шетками, а над всем этим горела
царская
корона.
Пуш ечная же
стрельба оказалась идеологически
реабилитированной: выстрел с ба-
стиона обозначил начало этого
представления, а залп бакового ору-
дня «Авроры* послужил сигналом
к тому, чтобы все символы царизма
исчезли на фоне красного зарева.
Затем пушечный |рохот длился еще
несколько минут - по замыслу сце-
наристов он обозначал оборону
11етрофада от войск белого генера-
ла Н. Н. Юденича32.
До конца 1920-х годов боль-
ших изменений в столичном коло-
кольном звоне не произошло, по-
тому что, несмотря на активную
антирелигиозную
пропаганду,
служба в церквах Петрограда-Ле-
нинграда отправлялась по всем ка-
нонам православия. Переломным
стал 1928 год, когда но всей стране
началась массовая ликвидация
приходских церквей. Раскулачива-
ние, сфабрикованные политичес-
кие процессы, репрессии по отно-
шению к офицерам царской армии
и представителям буржуазии, кол-
лективизация и прочие явления
сталинской перестройки государ-
ства и общества никак не вязались
с гулом бронзы, трижды в день на-
поминавш ей о спасении душ и.
Уходу колокольного звона из зву-
кового фона города предшествова-
ла яростная пропагандистская ан-
тицерковная кампания. Рабочие-
путиловцы в письме, опубликован-
ном «Ленинградской правдой», за-
явили, что видят в колокольном
звоне «не только помеху культур-
ному отдыху, но и симптом контр-
революции. Этот звон призывает
неразборчивых, отсталых людей,
как бы засасывает их в туман, дур-
ман и вообще в это темное дельце.
М ы и здесь выдержим классовую
линию *33. М есто колокольного
звона занял заводской гудок. Есть
сведения, что один из участников
И ст ория И ст србур/п. М 2 (Зв)/2Ш )7
предыдущая страница 72 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст