^ ^ ^ с т о р и я у ч е б н ы х за в е д е н и й
ство на основе взаимного влияния и
самоорганизации.
В итоге была сф ормирована
концепция подготовки специалис-
та по сервису и туризму на основе
следующих принципов:
■ воспиты ваю щ ий характер
обучения, приобретение знаний,
умений, навыков в единстве с фор-
мированием личности (работа с
семьей; деятельность обществен-
ных организаций; «уклад жизни»
института; занятия в творческих
кружках, приобщение к литерату-
ре и искусству);
■ гуманизация процесса обу-
чения (признание прав студента;
культурное просвещение; особое
внимание гуманитарным предме-
там, культурно-худож ественной
подготовке; обеспечение привле-
кательности учебного процесса,
комфортность отношений; опора
на положения педагогики сотруд-
ничества);
■ вовлечение студентов в на-
учную и творческую деятельность
кафедр,
вуза
(С Н О ,
У Н И Р С ,
включение в хоздоговорные темы,
задания предприятий на диплом-
ные работы, внеучебная работа
творческого, художественного ха-
рактера и т.д.);
■ обеспечение практической
деятельности в сфере сервиса не-
посредственно в процессе обучения
(все виды практик, организация
учебно-практических подразделе-
ний на базе кафедр);
■ информатизация образова-
ния и компьютеризация обучения
(оптимальное использование П К
на всех стадиях обучения);
■ формирование готовности к
самообразованию - приобретение
знаний на основе самостоятельных
занятий (целенаправленная рабо-
та с литературой, информационны-
ми источниками в сетях);
■ активизация процесса обу-
чения (активная сам остоятель-
ная деятельность студентов, акту-
ализация знаний с помощ ью на-
глядны х пособий, техн и чески х
средств и т.д.):
■ обучение и повышение ква-
лификации преподавателей (куль-
тура педагогического труда; педаго-
гика высшей школы; психология
молодежи; практическая подготов-
ка по педагогическому мастерству);
■ профессиональная ориента-
ция и пропаганда концепции (под-
готовка молодежи к сознательно-
му выбору вуза, факультета, спе-
циальности).
Именно эти принципы легли в
основу первого учебного плана спе-
циальности, утвержденного в 1995
году. Введение Государственных
образовательных стандартов 1996 и
2000 годов позволило усовершен-
ствовать созданный на основе этой
концепции учебный план специаль-
ности «Социально-культурный сер-
вис и туризм* при сохранении его
общего культурологического, гума-
нитарного основания.
Выпускник этой специальнос-
ти должен иметь не только управ-
ленческую, экономическую, специ-
альную туристскую или сервисную
подготовку, но и быть готовым ока-
зы вать социал ьно- кул ьтурн ыс услу-
ги, обладая артистизмом, культур-
но-художественной обучен ностью.
Это артистизм «человека культу-
ры», свободно и творчески действу-
ющего в социально-культурной
сфере. Достигается такой артис-
тизм не количественным накопле-
нием разнородных и разрозненных
сведений, почерпнутых из различ-
ных дисциплин, но при овладении
целостной творческой готовностью
как результатом культурно-худо-
жественной деятельности. При этом
системность и единая направлен-
ность подготовки специалистов
обеспечивалась общностью понима-
ния программы и единством дей-
ствий всего коллектива преподава-
телей, обеспечивающих обучение.
Системный подход к культур-
но-художественной подготовке по
целям, содерж анию и структуре
являлся
нетрадици онн ы м для
сферы сервиса и туризма. Ранее
отдельные дисциплины не соотно-
сились и не соединялись в целос-
тную систему. Н о обнаруж ились
факторы, способствующие осуще-
ствлению такого подхода. Важным
явился возросший уровень обще-
худож ественной и историко-ли-
тературной подготовки абитури-
ентов. М ногие из них занимались
в музыкальных, художественных
школах или кружках, были хоро-
шо знакомы со зрелищ ны ми ис-
кусствами (кино, театр, эстрада,
телевидение), имели опы т куль-
турно-худож ественной деятель-
ности в ш колах, подростковы х
клубах, домах и Дворце творче-
ства юных.
Полученный опыт показал, что
культурно-художественная подго-
товка позволяет раскрыть и укре-
пить духовно-творческое ядро
личности студента, развить каче-
ства, притягательные для окружа-
ющих. Это позволяло также обре-
сти яркую выразительность пове-
дения и речи, умение лидировать
в группе творческой направленно-
сти и противостоять жизненному
негативу, накапливая созидатель-
ную энергию , которую студент
учился аккумулировать и направ-
лять в творческое дело.
Для реализации был предло-
жен цикл культурно-художествен-
ных дисциплин, распределенных
по всем годам обучения:
1-
й курс - культурология; р
ский язык и культура речи;
2-
й курс - мировая культура
искусство, основы социально-куль-
турной деятельности, актуальные
проблемы культуры Х Х - Х Х І ве-
ков; история культуры Санкт-П е-
тербурга, основы культурно-худо-
жественной деятельности;
3 -
й курс - соцнодинам и
культуры, краеведение, празднич-
но-обрядовая культура в социаль-
но-культурном сервисе и туризме;
4-
й курс - ораторское искус
во в социально-культурном сервисе
и туризме, музейная и выставочная
работа; туристская деятельность;
5-
й курс - экскурсоведени
сценарно-реж иссерские основы
игровых программ в туризме, со-
циокультурный сервис.
О пы т культурно-художествен-
ного обучения показал, что наибо-
лее важно разработать и осущ е-
ствить систему педагогически обо-
снованных воздействий на студен-
та с учетом диагностики его инди-
видуальных особенностей, реальной
оценки возможностей и творческих
способностей, определения перс-
пектив культурно-художественно-
го развития. Это и позволяет конк-
ретизировать цели и задачи воспи-
тания в данном случае: способство-
вать общему культурному разви-
тию и раскрытию творческого сво-
еобразия личности студента.
В процессе такой культурно-
художественной подготовки осо-
бое значение имели факторы, обес-
печивающие выявление индиви-
дуальности студента, реальную
оценку его творческих возможно-
стей, а также определение перепек-
Пстп/шн
//ет«'/«>(//><"«. -V?
2 (36)/2007
предыдущая страница 7 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст