&
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
Л .
В. Б н б н х и н н ,
студентка СП6ГУСЭ
На берегу пуст ынных ва т
Стоял он, дум великих пат ,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым,
тонким
берегам
Чернели илбы здесь и там.
Приют убогого чухонца.
..
Где прежде финский ры баю в,
П ечат ный пасынок природы, один
у низких берегов
Б/юсау в неведамые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По ожив.уенным берегам
Гро.мады стройные т еснятся
Дворцов и башен; корабли
Татой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
..
.4.
С. П уш кин.
■4М едны й всаднике
I
ж гаоткрою ничего нового, цн-
тц/^ чделикого поэта или расска-
зывая о суетной ж изни молодой
станицы, выросшей в начале X V III
века на берегах Невы. Но хочу про-
вести вас тропами, известны ми
лиш ь истинному старожилу этих
мест, а вместо роскошных дворцо-
вых ш о в нашим временным при-
станищ ем будут ветхие дом ики
под крышами из березовой дран-
ки. М ы проследуем за бедным тру-
дягой-чухонцем, исконным жите-
лем той местности, где в наши дни
стоит град Петров. Ведь немногие
знают, что до прихода завоевате-
ля-царя жизнь в наших краях тек-
ла совсем в другом русле.
..
Академик Андрес Ш ёгрен в
1833 году впервые в отечественной
истории рассказал о своего рода
аборигенах, обитавших в окрестно-
стях Северной столицы. Это были
четыре племени, когда-то населяв-
шие печально известную, а кому-то
и вовсе неизвестную Пнгерманлан-
дию. местность по обоим берегам
Финского залива. Водь, ижора. са-
вакот и эюремейзет. Современно-
му человеку эл« заковыристые на-
звания мало о чем говорят.
-----
Мнге^манландия
существует?
Испокон веков в здешних мес-
тах жило племя водь, получившее
свое название с легкой руки нов-
городцев, именовавших их еще и
вотами, вожанами. В понимании
Шёгрена, само слово «водь» про-
изводное от
ш а щ а ,
что значит
«низкое болотистое место*. Есть
еще два «говорящих имени»: лап-
плакот, что указывает на родство
племени с лопарями, и Н арван
алайсет, что говорит о территории
их проживания - берег Ф инского
залива в Нарвском округе. Сами
же себя волпы звали ватьялайзет.
Считается, что предками води
были северные эстонцы, пересе-
ли вш неся к востоку от Невы и в
I тысячелетни н. э. ставшие новым
народом. Об этом красноречиво
говорит и родство водского и эс-
тонского языков. По другой вер-
сии. ватьялайзет сформировались
из проживавшего здесь коренного
населения эпохи неолита и желез-
ного века.
Как бы то ни было, на протя-
ж ении ты сячелетий народ водь
был тесно связан с русским наро-
дом, что впоследствии сказалось на
судьбе племени: все пять некогда
существовавших диалектов вожан
исчезли; как воспоминание давно
минувших дней остались лишь не-
сколько изданий разных авторов
по языку води.
Намного позже, в начале II ты-
сячелетия н. э„ с западного побере-
жья Ладожского озера пришло и
расселилось по берегам реки Ижо-
ры племя инкери. Они, как и их
соседи воты, имели несколько са-
моназваний: инкерикот, инкернн-
лайнеи, инкеройзет, а от новгород-
цев получили имя ижеряне, ижо-
ра. Н о никто сейчас не может ска-
зать, происходит ли это название
от имени реки, на берегах которой
обосновапось племя, или все было
наоборот.
Первые письменные упомина-
ния об ижоре относятся к Х И -Х Ш
векам. До этого времени в русских
летописях говорится о «чуди»: под
этим названием понималось и древ-
нее водское население на восточном
побережье Чудского озера, и весь
предки современных вепсов, и при-
балтийско-финское население в це-
лом. А вот о следующих двух этно-
сах - савакот и эюремейзет - рус-
ская летопись не упоминает, хотя
они и проживали в Ингерманландии
с X V I века. Татько благодаря работе
академика Ш ёгрена мы можем
знать, что «савакот ближе всех соб-
ственно к финнам - по телосложе-
нию, нравам и обычаям. Уже само
Все жители Мартыкайзи. Ос
1932 г.
т
г
т
І П
яг [
ІІспнчмія іігпігіяіціші. М 3 (ЗвI 3007
предыдущая страница 87 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст