о р о д д а л е к и й и б л и зки й
название народа говорит за то, что
они
-
выходцы
из савадаксов
(БауаЫяеО, то есть из Финляндии.
..
Название же эюремейзет (эгремей-
сет) указывает на то, что племя это -
выходец из Эгрепе (Аигераа) в Вы -
боргской губернии.
..».
И саваког, и эюремейзет - лю-
теране, они жили смешанно, име-
ли свои наречия финского языка,
почти не отличавш иеся друг от
друга. Эти два племени и дали две
ветви финского населения в здеш-
них местах. Так писал академик
Шёгрен. Некоторые же современ-
ные исследователи водь и ижору к
пнгерманландским ф иннам
не
причисляют.
Сейчас потомки ингерманлан-
дцев либо забыли свои корни, либо
больше не живут на исконной зем-
ле, либо, сохранив память о своем
ппгерманландском происхож де-
нии, забыли родной диалект и обы-
чаи предков.
..
Какая же участь постигла зем-
лю иод загадочным названием Ин-
германландия?
Уж е с X III века за берега
Невы шла беспрерывная борьба:
Карельский перешеек подвергал-
ся шведской экспансии, но и рус-
ские не выпускали этот лакомый
кусок земли из своих железных
тисков. Россия и Ш веция счита-
ли племена, проживавшие здесь,
лишь досадной помехой на своем
пути к овладению заветным от-
резком суши.
..
В феврале 1617 года в селе
Столбове, близ Тихвина, заклятые
враги-государства заключили мир,
по которому к Ш веции отош ли
Ижорская и Водская земли. С тех
пор эта территория и стала назы-
ваться Ингерманландией. Есть
много трактовок происхождения
названия земли, простиравшейся
от Нарвы до берегов Ладоги. Н а-
пример, историк В. Н. Татищ ев
считал, что название произошло от
имени русского князя Игоря (И н-
горь - иигорева земля). По другой
версии, территория так названа в
честь норвежской принцессы Ин-
гегирдис (Ирина по-русски, Инке-
ри по-ф ински), отданной в 1019
году замуж за новгородского кня-
зя Ярослава I Владимировича и
получившей Ладогу и все сопут-
ствую щ ие земли как свадебный
подарок. Отсюда и название Инке-
ри-маа - «земля Инкери*.
Органист токсовского прихода
Некоторые современные ис-
следователи полагают, что ижеря-
не (инкери) сами дали начало тер-
мину «Ингерманландия»: они име-
новали свою землю Инкеринмаа
Ижорская земля; шведы же к это-
му прибавили свое «ланд», что оз-
начает «страна». В итоге получи-
лось Инкерннмааланд - страна
Иж орской земли. Версий проис-
хождения слова много, но важно
одно - за этой территорией окон-
чательно закрепилось название
«Ин германландия *.
..
Страна И ж орской земли но
условиям Столбовского мира сде-
лалась провинцией Ш веции, зем-
ли здесь стали отдаваться за откуп
крупным шведским феодалам. Но
подати и повинности, искоренение
православия и замена его лютеран-
ством заставили водь, ижору и ка-
рел покинуть родные края и уйти в
глубь России. На смену им стали
приходить крестьяне из северо-за-
падной Ф инляндии. Вдобавок к
тому в то время в Швеции как аль-
тернатива смертной казни высту-
пало пож изненное поселение в
Ингерманландии - туда ссылались
разные «неугодные элементы»,
шведские бунтовщики, преступни-
ки и ш веды-крестьяне, несогласные
с королевскими указами.
..
О коло ста лет Ш веция чув-
ствовала себя хозяйкой на этих
землях. Н о в 1700 году началась
Северная война. Через три года
русские войска смогли разжать
капкан - «страна Ижорской зем-
ли» вновь стала частью России.
В 1708 году земли, освобож-
денные от шведского владычества,
вошли в состав Ингерманландской
губернии, но еще через пару лет
губерния
стала
именоваться
Санкт-П етербургской, а термин
«Ингерманландия», исчезнув со
всех карт, остался только на стра-
ницах книг и в памяти людей.
Но ингерманландцы продолжа-
ли традиции своих предков в ве-
дении хозяйства и в быту. Ингер-
манландские поселения разитель-
но отличались от русских: нередко
одна деревня состояла из пяти-ше-
сти поселений, раскиданных на
пространстве в десять-пятнадцать
верст. В каждом поселении было
около десяти дворов. Н о такое
расположение не говорит, как мог-
ло бы
показаться
на
первый
взгляд, о замкнутости и необщи-
тельности
ингерманл андских
финнов. Дело в том, что местность,
где расположен наш город, издав-
на отличалась изобилием болот,
поэтому ингерманландцы селились
на возвышенных местах, стоявших
далеко друг от друга. Еще одной
отличительной чертой ф инской
деревни стало обилие камня: слу-
чалось, что стены коровьего хлева
бы ли возведены из гранита, а
сверху прикры ты какой-нибудь
убогой соломенной крышей. П о-
смотрим, чем же занимались «пе-
чальные пасынки природы» . или
чухонцы, как их называли.
..
Каждый день ни свет ни заря
из деревень толпой выдвигались
многочисленные обозы чухонцев,
которые вехлн в город в основном
молочные продукты. Проезжая
мимо дач в окрестностях Петербур-
га. они беспрестанно выкрикивали:
- Молоко! М асло чухонское,
масло!
- Рыба свежая!
- Грибы, грибы! Белые, крас-
ные!
На возы нагружали баклаги с
молоком, в деревянные кадушки -
масло, которое превосходило по
всем параметрам знаменитое «во-
логодское».
Ч ухн ы останавливались на
всех рынках города. Но особенной
популярностью у них пользовался
охтинский рынок, куда для закуп-
ки молока приходили охтинки.
Чухны предлагали им цельное мо-
локо и «молоко чистой воды» -
снятое, то есть разбавленное.
История Потгіібур/а. М 2 (Зв)/2007
предыдущая страница 88 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст