о р о д д а л е к и й и б л и зки й
На самом деле.
.. Химическая
лаборатория снесена, а труба оста-
лась. Она - атавизм, а может даже
памятник аптекарской славы док-
тора Пеля п его сыновей. Но отку-
да взялись цифры на кирпичах?
Оказалась, это дело недавних
дней. 1 мая 1994 года башня была
объектом инсталляции художника
Алексея Костромы «П ам ятник
Яйцу, или Грачи прилетели*. С о-
четание Дня солидарности трудя-
щихся и православной Пасхи вдох-
новило художника на первомайс-
кое шествие от Манежа по мосту
Лейтенанта Ш мидта до двора дома
Пеля и на установку огромного по-
лутораметрового яйца в гнезде на
вершине башни. Возможно, это де-
монстрировало единение рабочих,
художников и религиозных деяте-
лей в этот день.
Инсталляция вошла в список
«инвентаризации» Алексея Кост-
ромы, которые начались еще в
1990 году. Тогда он путешествовал
с другом по Германии и в одной
небольшой деревушке обнаружил
каменное строение X IX века с над-
писью «М узей местной истории
и экономики*.
«Там мое внимание привлек-
ла небольшая окаменелая горка,
- пишет художник, - на которой
был написан инвентаризацион-
ный номер. Надпись гласила, что
это были коровьи экскременты,
датированны е серединой X I V
века. М не это показалось удиви-
тельным. С тех пор я стал обра-
щать внимание на инвентаризаци-
онные номера».
Циф ры
же,
нумеровавш ие
каждый кирпич башни во дворе
дома Пеля в простой последова-
тельности чисел от 0 до 9, подчер-
кивают значимость этого объекта
и составляют в совокупности еди-
ный инвентаризационный номер
башни как самостоятельного па-
мятника.
Однако и здесь не все сходит-
ся. Чья рука регулярно обновляет
цифры на кирпичах башни? Труд-
но представить, что художник раз
в полгода пригоняет сюда подъем-
ный кран, чтобы обновить цифры
на каждом кирпичике древнего
монумента. Так что версия про ап-
текаря-алхимика Пеля все-таки
выглядит предпочтительнее.
Смотреть на это сооружение
без мистического холодка по спи-
не невозможно. О таинственной
«цифирной* башне говорят тихо и
подальше от нее самой, называя ее
трубой «из города мертвых*.
Рабочие, проводящие строи-
тельство по соседству, шутят: «На-
верняка, строение неоднократно
разбирали и собирали заново, а
кирпичи пронумеровали, чтобы не
запутаться*. Однако уже никто не
помнит, когда башню разбирали
последний раз. Н о вдруг шутка
станет явью, и Петербург потеряет
самое мистическое место?
Ведь в этом городе завсегда
суть вещей прячется за пыш нос-
тью фасадов и блеском позоло-
ченных шпилей. Его жителям бу-
дет неприятно прощаться со столь
красивой легендой.
Пройдя по Днепровскому пе-
реулку в глубь квартала, повернув
под прямым углом.
.. несколько ша-
гов до Академического переулка.
..
А там уж рукой подать до набереж-
ной Невы. Но из головы не выхо-
дит мистический дворик.
.. даже
близ спокойного течения реки.
Дворы-колодцы на Васильевском,
особенно глубокие, не отпускают
просто так, тревожат душу.
Они очень интересны и само-
бытны. Тихие, безлюдные, без при-
вычных скамеек и детских площа-
док, часто глухие. Туда можно по-
пасть лишь по узкому длинному
ходу.
.. Только тут начинаешь пони-
мать истинный смысл угрозы: «Вот
встреться мне в темном переулке!».
Такие места по душе фотогра-
фам, любителям мистики, роман-
тики и просто неординарным лю -
дям. Приверженцу суетной ж из-
ни на Васильевском острове, по-
жалуй, не понравится. Здесь нуж-
но ходить пешком, ходить зигза-
гами, перемещаясь из переулка в
переулок. А утомившись от мета-
ний по острову, можно зайти в
какое-нибудь тихое кафе, а то и
вовсе убежать на Невский. М н о-
гие именно так и поступают - к
Васильевскому нужно долго при-
выкать, не каждому дано понять
и полюбить его за несколько ча-
сов. Но, полюбив, разлюбить не-
возможно.
91
И г пк чтя Петербурга.
Л?
2 (26)/2007
предыдущая страница 92 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст