^
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
(его письма тверскому помещику
Н. И. Тишину), академик И. Э. Гра-
барь ввел в историю русской ар-
хитектуры имя В. И. Баженова как
автора Каменноостровского двор-
ца, сделав вывод, что он построен в
1760-е годы, хотя это противоре-
чило более поздней по характеру
стилистике дворца, не соотноси-
лось с фактами биографии архи-
тектора, который в 1767 году по
распоряжению Екатерины II уехал
в Москву для разработки проекта
Кремлевского дворца, вообще не
проявлял интереса к строительным
работам на острове.
Начало строительства отно-
сится к весне 1776 года, когда ожи-
далось рождение первенца у вели-
кокняжеской четы - Павла Петро-
вича и Натальи Алексеевны. О д-
нако пожить им в том дворце не
удалось. Наталья Алексеевна умер-
ла при родах. Павел женился вновь
на принцессе Вюртембергской, ве-
ликой княгине Марине Федоров-
не, которая отличилась своим ув-
лечением искусством. Если во вре-
мя заграничных путешествий Па-
вел I был больше озабочен Камен-
ным островом, работами по отдел-
ке интерьеров Каменноостровско-
го дворца, то М ария Федоровна
требовала сообщать мельчайшие
подробности о Павловске. Дворец
решен по типу богатой загородной
усадьбы. Он двухэтажный, в плане
имеет форму сильно растянутой
буквы «П». Боковые крылья огра-
ничивают парадный двор, непос-
редственно связанный с садом. В
центре фасада - высокое крыльцо
с шестиколонным портиком, защи-
щенным фронтоном. Противопо-
лож ны й фасад, обращ енный на
М алую Невку, обработан восьми-
колонным портиком, завершенным
аттиком, а не фронтоном, как на
дворцовом фасаде.
Простота, ясность композици-
онного построения, строгость, со-
вершенство деталей, прекрасно най-
денные пропорции позволяют отне-
сти это здание к числу интересных
памятников русского классицизма.
В течение X IX века Каменноост-
ровский дворец неоднократно пере-
страивался, причем значительным
изменениям подверглась часть его
интерьеров. Однако в некоторых
залах
сохранились
фрагменты
худож ественной отделки конца
X V III - начала X IX века. Одним из
таких залов является вестибюль,
или Аванзал, в который ведет дверь
с площадки парадной лестницы.
О кна зала выходят в дворцовый
сад. В Аванзале можно увидеть мо-
нументальные декоративные панно,
великолепные фрески. Сю ж еты
росписи были взяты из гравюр Пи-
ранези (серия «Виды Рима*).
По обе стороны входа в Боль-
шой зал находятся «Арка Тита в
Риме» и «Храм Весты», а на тор-
цах - «Колонна Трояна* и «Римс-
кий форум». Росписи выполнены
итальянским мастером В. Бренной.
Из первоначального убранства
зала сохранились живописные де-
сюдепорты (надверные украш е-
ния), сюжеты которых с наядами,
вязами, растительным орнаментом
были взяты из греческой вазовой
живописи, а также хорошо извес-
тны по гравюрам Пиранези.
К числу также хорошо сохра-
нивш ихся помещений принадле-
жит большой двусветный зал-гале-
рея, в который раскрываются две-
ри Аванзала. Это главный зал Ка-
менноостровского дворца. Он был
выстроен на месте деревянной га-
лереи бестужевского лома. В нем
устраивались торжественные при-
емы при «Малом дворе»,семейные
праздники, балы, маскарады. Зал
очень наряден. Он также был изве-
стен под названием Зеркальный.
Решение сделать Большой зал Зер-
кальным было принято еще Пав-
лом. видимо после посещения во
время его заграничных путеш е-
ствий знаменитой зеркальной га-
лереи Версаля. Вы соким окнам
зала соответствовали на противо-
положной стене такой же высоты
зеркальные ниши.
Зеркальный эффект был уси-
лен благодаря устройству в Боль-
шом зале четырех высоких угло-
вых печей. В вертикальный объем
каждой печи были вмонтированы
зеркальные панно. Зеркала увен-
чивала скульптура орла с распу-
щенными крыльями, перевитыми
лепными гирляндами лавра, лен-
тами и цветами.
Над боковыми дверями зала,
ведущими в соседние залы анфи-
лады, можно увидеть десюдепор-
ты в виде прямоугольных лепных
панно с грифонами. Над ними ме-
дальоны с рельефами на античные
темы ,
автором
которы х
был
Ю. М . Фельтен. Это великолепно
прорисованные медальоны из гип-
са с двумя ж енскими ф игурами
«Справедливость» в одном конце
93
Игтп/шм Цгпичи'цф/а.
„\*
2 ('36)/2007
предыдущая страница 94 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 96 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст