ород далекий и близкий
це были проведены новые работы
по проекту и под наблюдением
Л. Руска. По его рисункам были
отлиты из чугуна ограж дения
крыльца и боковых лестниц.
Некоторые события русской
истории имеют к Каменноостровс-
кому дворцу самое непосредствен-
ное отношение: здесь в первый ли-
беральный период царствования
Александра I собирался так называ-
емый Негласны й комитет (граф
П. И. Строганов.
1
раф В. П. Кочу-
бей). В 1812 году водворен прибыл
М. 11. Кутузов, здесь он был назна-
чен главнокомандующим русской
армии, которая позднее разгроми-
ла армию Наполеона. А 13 лет спус-
тя. в 1825 году, на Каменном остро-
ве. во дворце, унтер-офицер Ш ер-
вуд донес Александру I о готовя-
щемся заговоре декабристов.
Последние крупные переделки
в Каменноостровском дворце были
выполнены посте смерти Алексан-
дра I для его младшего брата М и -
хаила. которому он отдал дворец в
1824 году в качестве свадебного
подарка. Тогда был уничтожен те-
атр, который архитектор Н. Диль-
ден перепланировал в жилые поме-
щения, а расписал их Дж. Б. Скот-
ти. Ж ивопись на мифологические
темы в столовой, гостиной, спаль-
не. камердинерской, выдержанная
в золоти сто-желтых тонах, хорошо
сохранилась поныне.
История дворца того периода
связана с именем жены Михаила
Павловича, великой княгини Еле-
ны Павловны. Это была известная
меценатка и покровительница му-
зыки. В ее время во дворце жил
великий пианист Антон Рубинш -
тейн. Вместе с ним Елена Павлов-
на принимала активное участие в
основании Петербургской консер-
ватории. С ее именем связано сво-
еобразное оформление музыкаль-
ной комнаты. Она украшена мра-
морными бюстами западноевро-
пейских композиторов: Моцарта,
Бетховена, Глюка, Палестрины, ус-
тановленны х на мраморны х же
кронштейнах, выполненных в виде
сложных скульптурных компози-
ций. соответствующих характеру
каждого композитора.
Так, у М оцарта изображены
три Хариты. или Грации. - богини
красоты, радости, олицетворение
женской прелести, у Бетховена -
Ю питер-Громовержец, у Глюка -
крылатая Психея (Душа), а у Па-
Игпичши
//<7м<7«<///)//1 ,\*
2 (30)/2007
лестрины - муза П олигимния в
окруж ении ангелов-херувимов.
Скульптор придал ее лицу черты
портретного сходства с владелицей
дворца. Выбор композиторов не-
случаен. О н свидетельствует об
определенных вкусах консерватор-
ских кругов, с которыми была тес-
но связана Етена Павловна.
В 1834-1836 годах у великой
княгини бывал А. С. Пушкин, где
он мог забыть о ненавистном поло-
жении камер-юнкера при никола-
евском дворе.
В середине X IX века во дворце
работал
выдаю щ ийся
зодчий
А. И. Штакеншнейдер. Он переде-
ла.! ю жный фасад дворца, в ре-
зультате чего тот навсегда утратил
свой классический характер. Была
сооружена крытая деревянная тер-
раса в Большой зал. а покрытие тер-
расы разобрано.
Судьба Каменноостровского
дворца после смерти М ихаила
Павловича и Етены Павловны не
представляет особого интереса.
Сначала он принадлежал их доче-
ри, потом внучке. О б использова-
нии дворца в 1920-1930 годах пе-
чать вообще умалчивает. Хотя су-
щ ествую т некоторые архивны е
данные, что в 1920-1924 годах во
дворце находилась первая Петрог-
радская колония для беспризор-
ных детей имени Луначарского.
В 1932 году здание было по-
ставлено под государственную ох-
рану, а в 1948 году в нем был от-
кры т санаторий М инистерства
обороны, занимаю щ ий здание и
поныне. ■
предыдущая страница 96 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн следующая страница 98 История Петербурга №36 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст