е ц е н з и и
см Третьего педагогического инсти-
тута Петрограда, ставшего нынче
знаменитым Российским государ-
ственным педагогическим универ-
ситетом имени А. И. Герцена
А.
П. Пинкевич - ученый, пе-
дагог, организатор высшей школы.
И все это - явления всероссийс-
кого, всесоюзного масштаба. Так
что значительность фигуры, став-
шей в центре исследования, не вы-
зывает сомнения.
Как сторонника и, надеюсь,
последователя петербургской ис-
торической школы, меня в любых
научных трудах едва ли не в пер-
вую очередь интересуют источни-
ки, использованные автором. И с-
точники, к которым обращ ался
В. С. Волков, достойны того, что-
бы сказать о них подробнее.
Я не раз выступал в печати за
то, чтобы шире и смелее использо-
вать в качестве исторических ис-
точников литературные произве-
дения, поскольку вижу в них ог-
ромный резерв объективного опи-
сания прошлого. Поэтому исследо-
вание Валерия Степановича пора-
довало меня очень профессиональ-
ным и деликатным использовани-
ем художественных произведений
А. П. Пинкевича, написанных в
1906-1916 годах, лучшая часть ко-
торых была включена в сборники
рассказов «Рассказы Адама Бель-
ского» и «Пленная мысль». И с -
пользование фрагментов тех пуб-
ликаций В. С. Волков очень удач-
но
объяснил
цитатой
самого
А. П. Пинкевича: «Натура, лич-
ность и характер писателя сказы-
ваются в его произведениях весь-
ма сильно - сильнее, чем в обыден-
ной жизни» (с. 11-12). Под этими
словами готов подписаться и я, по-
скольку заложенная в них идея
подтверждена моим собственным
писательским опытом.
В книге нередки обращения к
архиву А. М . Горького (хотя пра-
вильнее было бы называть этот ар-
хив архивом М . Горького), по-
скольку А. П. Пинкевич и великий
русский писатель были хорош о
знакомы, состояли в переписке,
занимались общим делом. В част-
ности, в 1917 году Альберт Петро-
вич входил в группу социалистов-
ннтернационалистов, объединив-
ш ихся
вокруг
издававш ейся
М. Горьким газеты «Новая жизнь»,
а позже участвовал в работе учреж-
денных М. Горьким Комиссии по
улучш ению быта ученых и изда-
тельства «Всемирная литература».
Интересным источником ста-
ли мемуары 3. Н. Гиппиус «Петер-
бургский дневник» и «Ж ивые
лица. Воспоминания», изданные в
1991 году. М ой интерес к ним выз-
ван, во-первых, тем, что 3. Н. Гип-
пиус ненавидела М. Горького и его
окруж ение,
а
также
тем,
что
A. П. Пинкевич долгое время был
тесно связан с ее двоюродным бра-
том литератором и педагогом Вла-
димиром Васильевичем Гиппиу-
сом, вы пускником историко-ф и-
лологического факультета Петер-
бургского университета (с. 18-19).
Буквально
по
крупицам
B. С. Волков находил сведения о
своем герое и его времени в газе-
тах
«Волж ско-К ам ская
речь»,
«Волж ский вестник» начала X X
века. Особую ценность представля-
ют документы, найденные в Госу-
дарственном архиве Российской
Ф едерации* , Российском госу-
дарственном архиве социально-
политической истории, в Ц ент-
ральном государственном архиве
литературы и искусства, в Цент-
ральном государственном истори-
ческом архиве Санкт-Петербурга,
в Центральном государственном
архиве Санкт-Петербурга, в отде-
ле рукописей Российской государ-
ственной
библиотеки
(ф онд
В. Д. Бонч-Бруевича), в Музеи ис-
тории Р Г П У им. А. И. Герцена. Ав-
тор книги не находил во время
своих исследований крупных мас-
сивов сведений - не посчастливи-
лось. Но тем ценнее были малень-
кие находки, сложенные, словно
мозаика, в единое произведение.
О видном педагоге, о его харак-
тере, темпераменте, интеллекте,
мировоззрении и кругозоре автор
готовившейся к печати книги уз-
навал, например, из лекций самого
A. П. Пинкевича, посвященных ме-
тодике школьного естествознания.
Импонирует то, что В. С. Волков
умело использовал в изучении
своего героя даже написанный Аль-
бертом Петровичем еще до Октяб-
ря 1917 года «Краткий учебник
химии, минералогии и геологии
для учительских институтов и се-
минарий».
О чень внимательно отнесся
B. С. Волков к анализу историог-
рафии. М не было приятно встре-
тить среди публикаций, изученных
автором книги, работы многих за-
мечательных историков, среди ко-
торых по-человечески близкие мне
екатеринбургский
профессор
М . Е. Главацкий, петербургский
профессор Н. Я. Олесич и многие
другие историки, чьи научные тру-
ды обладают удивительной притя-
гательной силой.
На страницах книги В. С. Вол-
ков высказывал свою обеспокоен-
ность тем, что не сможет профес-
сионально разобраться в педагоги-
ческом наследии А. П. Пинкевича.
На мой взгляд, эти опасения были
напрасными. Валерий Степанович
сумел не только выделить квинтэс-
сенцию из педагогических идей
Альберта Петровича, назвав его в
числе главных создателей советс-
кой педагогики, он смог понять и
дух первых десятилетий советской
власти. Не случайно, отмечая рать
видных педагогов в развитии пе-
дагогической науки в С С С Р , он
очень точно подметил: «Они сооб-
ща трудились над общими пробле-
мами. дополняя, развивая идеи
друг друга. О ни были датеки от
того, чтобы “застолбить' идею. Им
было чуждо понятие "интеллекту-
альная собственность"» (с. 581).
Писатель, публицист, ревоио-
ционер, ученый, педагог, организа-
тор высшей школы - это не пат-
ный перечень дарований А. П. Пин-
кевича. Но не меньше таланта нуж-
но было и автору книга, чтобы на-
писать о нем не просто правду, а
книгу, которая с поразительной
легкостью ложится на душу любо-
му петербуржцу.
Эта петербургская по духу
книга посвящена человеку своего
времени - российскому, советско-
му интеллигенту, не желавшему
жить «ради чистого искусства», а
готовому не беречь себя ради сво-
ей страны.
Это книга о патриоте России.
Советского Сою за Прочитав ее, я
убедился в том. что патриотизм -
не просто любовь к Родине, а яате-
нне, о глубинной сути которого
следует размышлять всю жизнь.
* В м он ограф и и э то т арх и в назван
Ц е н т р а л ь н ы м го су д а р с тв е н н ы м а р х и -
вом Р о сси й ск о й Ф е д е р а ц и и (с. 69).
Исто/шя ІІпиерііщиа.
.V
3 (37)/2007
предыдущая страница 99 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 101 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст