во города великого Петра
фе
с
Шнтпе^а списывали.
..»
(Петрозаводск конца XIX - начала XX века
в исторической памяти жителей Олонецкого края)
Е. Ю. Дубровская
О о
Псфедователи, занимавшиеся
изучением истории советского пе-
риода Карелии, особенно временем
культурного строительства первых
лет советской власти, неизменно
подчеркивали ту особую роль, ко-
торую сыграли в «культурных буд-
нях* Петрозаводска деятели искус-
ства, приезжавшие из Петрограда1.
Многие из работавших тогда в гу-
бернском центре Олонецкого края
были или стали впоследствии круп-
нейшими мастерами. В 1918-1920
годах в Петрозаводске звучали
имена композитора К). А. Ш апори-
на, режиссера Н. В. Петрова, акте-
ров Е. И. Корчагиной-Александ-
ровской, Л. В. Вивьен, русского
живописца В. Н. Попова, окончив-
шего П етербургскую академию
художеств по классу И. Е. Репина и
поселившегося постоянно в Петро-
заводске.
Все они представляли культу-
ру «великого брата Петрозаводска
- Петрограда*, а позже, как отме-
тил историк искусств Г. И. Лап-
чинский, «Ленинград сыграл ог-
ромную роль в культурном строи-
тельстве Карелии*. В частности,
«соседство с крупнейшим центром
советского музыкального искусст-
ва* всегда благотворно сказыва-
лось на худож ественной ж изни
Петрозаводска, а «высокое мастер-
ство и профессионализм предста-
вителей музыкального искусства с
берегов Невы» способствовали не
только воспитанию у слушателей
хорошего вкуса, «но и формирова-
нию добрых музыкальных тради-
ций Петрозаводска*2.
Сегодня историки все чаще
стараются опираться в своих иссле-
дованиях на «живые свидетель-
ства* прошлого. Применительно к
дореволюционным десятилетиям,
ко времени российской революции
1917 года, к периоду 1920-1930-х
годов такими свидетельствами о
связях между столицей и Петроза-
водском становятся биографичес-
кие и автобиографические расска-
зы участников событий. Несмотря
на очевидную фрагментарность се-
мейных мемуаров, в них встреча-
ются подробности, позволяющие
обнаружить проявления не только
идеологизированной памяти насе-
ления. но и памяти «неотрсдакти-
рованной», иногда наивной, порой
рефлексивной, рассудочной, неред-
ко - той, которую можно назвать
«памятью сердца*.
В особой мере это относится к
детским воспоминаниям жителей
Петрозаводска о собственных впе-
чатлениях и о рассказах старших.
Одно из таких воспоминаний сви-
детельствует, что в 1930-е годы в
городе «был настоящий театр» там,
«где сейчас финский театр (Н аци-
ональный театр Республики Каре-
лия.
Е. Д.)*, но он «был малень-
кий, небольшой*. Как сообщила
родивш аяся в П етрозаводске в
1926 году Нина Алексеевна Робо-
нен, «он назывался - тогда же все
списывали с Питера, улица Карла
М аркса М ариинкой называлась,
как в Ленинграде, и театр поэтому
тоже
назы вался
М ар и и н ски й .
А потом построили огромную ф и-
лармонию *3.
Отмеченные И. А. Разумовой
фрагменты «петербургского тек-
ста* в поэтической характеристи-
ке П етрозаводска4 дополняю тся
неоф ициальной городской топо-
нимикой, в которой еще в предво-
енные годы наряду с Летним садом
п Гостиным двором (разрушенным
во время Великой Отечественной
войны аналогом Гостиного двора в
Ленинграде) присутствовали дав-
но переименованная «Мариинская
улица» и «М ариинский театр*.
На вопрос о том, большую ли
роль в ее ж изни играло кино,
Н. А. Робонен подтвердила: «Ко-
нечно большую, а как же еще. М ы
ведь не сразу и увидели кино. Кино
было только в Питере. Мама гово-
рила, что там есть кинотеатры и
кино. А здесь появился первый
кинотеатр, назывался “Звездочка”,
он был на том месте, где сейчас реч-
ной вокзал начинается.
..5*.
Петрозаводск. Вид на Соборную площадь
со стороны Мариинской улицы. Открытка 1910-х гг.
И
ст
ория
Пет
ербург
. М
3
(37
)/201)7
предыдущая страница 23 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст