^ / т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
расстоянии
1
'/ 4
версты (возле
Круглого пруда.
В. Ч.), крайне
неудобно. Проезд из города до По-
литехнического института требу-
ет затраты времени от
1
'/ } до
2
ча-
сов, даже при правильном, без за-
мешательства движении трамвая.
Также подлежит особому обсуж -
дению как длинного путь парового
трамвая в
8
'/ 3
версты и незначи-
тельной скорости движения, бла-
годаря пути по узким улицам и ус-
тройством линии в один путь без
достаточного числа разъездов (не-
достаточная ширина Сампсониев-
ского проспекта).
П роектируем ы й П олитехни-
ческий проспект в 15 сажен (не-
сколько более 30 м. - В. Ч.) шири-
ны проходит от Института по пря-
мому пути до моста Императора
Александра III. п длина его 5
'/ 4
версты, что сокращает существую-
щий путь на 40%*.
Письмо А. Г. Гагарина, адресо-
ванное министру финансов3:
«П олитехнический институт
крайне нуждается в кратчайшем, чем
8
'/ 2
верстный загромож денный
Больш ой Сампсониевский про-
спект, и более удобном пути к горо-
ду.
.. Проектируемый мною Политех-
нический проспект от Института в
прямом направлении к мосту Алек-
сандра III теперешнее
8
У
2
верстное
расстояние доводит до 5 и
'/ 4
вер-
сты и образует прямую красивую
улицу, как это видно на приложен-
ном листе (отсутствует в фонде. -
В. Ч.). Эта улица, кроме необходи-
мых удобств для Политехническо-
го института, имеет несомненно важ-
ное значение для города и тех мест-
ных землевладельцев, через участ-
ки которых она должна пройти.
Ввиду этого я неоднократно
приглашал местных владельцев для
совещ ания о паи выгоднейшем и,
по возможности, необременитель-
ном для них, города и земства уст-
ройстве такой дороги*.
Из письма А. Г. Гагарина това-
рищу министра финансов В. И. Ти-
мирязеву*:
«...ходатайствование перед Го-
родской Д ум ой об утверж дении
проектированной
мною
новой
улицы от здания Института до Ч у-
гунной улицы и соединении Чугун-
ной ул. с Н иж егородской через
Куликово ноле.
19 июня 1902 г. Дума постано-
вила выйти с ходатайством об не-
прощеннії Высочайшего соизволе-
ния на утверждение проекта “ П о-
литехнический проспект" и пору-
чения городской управе присту-
пить к проложению проспекта ши-
риною 15 сажен и приобретению в
собственность города земель част-
ных владельцев, расположенных за
Куликовым полем в направлении
проектируемого проспекта до гра-
ницы уезда.
Постановление Д умы высочай-
ше утверждено 25 октября 1902 г.,
а к настоящему времени соверше-
ны и купчие крепости на земли ча-
стны х лиц в черте города. Таким
образом, проект мой с приложени-
ем Политехнического проспекта на
городской те р р и то р и и получил
полное осущ ествление» (курсив
мой.
В. Ч.).
О высочайш ем утверж дении
проекта П олитехнического про-
спекта свидетельствует выдержка
из копии об утверждении городс-
кой черты для Политехнического
проспекта 1.04.1903 года. На под-
линнике написано7:
«Вы сочайш ее
соизволение
последовало в Ливадии 25 октяб-
ря 1902 г.
Статс-секретарь
Плене
Товарищ М инистра,
сенатор
П. Дурново
Верно:
Исполняющ ий обязанности пред-
седателя I. Кнтнер
С подлинным верно
И. Герасимов*.
П осм отри м на общ ий план
этого проспекта. Его создание из-
менило бы весь облик Выборгской
стороны , ее репутацию рабочей
окраины. Но, конечно, это требо-
вало больших финансовых затрат.
Город выполнил свою часть проек-
та, выделив в пределах городской
территории необходимую землю
до границы города. Далее необхо-
димо было выкупить земли поло-
сою 15 сажен у частных владель-
цев («у Его Вы сокопревосходи-
тельства принца Ольденбургского,
у Бабанина, Рыниной, Эргардта,
Ратькова-Рожнова, Сотова (бы в-
шего Кульванского
)...*8
на терри-
тории уезда, где был построен П о-
литехнический институт. Р у к о -
водство института проявило ини-
циативу в изы скании необходи-
мых средств наименее затратным
способом, апеллируя и к патрио-
тизму, и к сознательности земле-
владельцев (например, участки
А. Ф . Хохрякова и А. К. Реймера.
уступивших полосу дороги безвоз-
мездно, составляли 1/3 всего про-
тяжения проспекта!9).
Мера участия первого товари-
ща министра финансов В. И. К о-
валевского в этом проекте совер-
шенно отчетливо просматривается
в нижеприводимом документе. На
бланке Политехнического инсти-
тута
В.
И.
К овалевском у
от
А. Г. Гагарина10:
Исто/шя Петербурга.
,\$
3 (37)/2007
предыдущая страница 37 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст