а
т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
«М илостивы й Государь Вла-
димир Иванович!
Ваше Превосходительство из-
волили мне вчера приказать дви-
нуть вперед дело о Политехничес-
ком проспекте, обещав свое мощ -
ное содействие.
Ввиду этого имею честь объ-
явить Ваш ему превосходитель-
ству, что теперь на очереди стоит
вопрос о вызове в Кабинет Вашего
Превосходительства В. А. Ратько-
ва-Рожнова, директора кредитной
канцелярии и, может быть, меня, в
указанное Ваш им П ревосходи-
тельством время для сокращения
непомерных требований Ратькова-
Рожнова в вознаграждение за зем-
ли под дорогу. Прошу принять уве-
ренность в моем совершенном по-
чтении и уважении*.
Одновременно А. Г. Гагарин
снова написал В. И. Тимирязеву":
«Полное осуществление Поли-
технического проспекта весьма су-
щественно связано с дальнейшим
образом действий Ратькова-Рожно-
ва, и всякая задержка с его стороны
отражается весьма неблагоприятно
на ходе этого настоятельно неотлож-
ного дата, почему чрезвычайно важ-
но было бы добиться окончательно-
го решения ввиду того, что дорога
уже откры та о т Литейного моста
до его аладений (курсив мой. - В. Ч.),
и возможность беспрепятственной
езды.
.. ожидается Институтом и все-
ми жителями с величайшим нетер-
пением.
..
Сын Ратькова-Рожнова выста-
вил
дополнительны е
условия:
двухрядный трамвайный путь, ос-
тановка на его участке, переход
участка от него к П И через 11 лет и
т. п.). Обход же владений Ратько-
ва-Рожнова с выходом на Граждан-
ку удлиняет путь на
6
верст».
Между тем Правление Ф и н -
ляндской железной дороги, руко-
водствуясь исклю чительно соб-
ственными интересами, разработа-
ло план расширения своих соору-
жений на пространстве принадле-
жащего городу Куликова поля, на
испрошение предварительного со-
гласия на занятие земель от Город-
ского общественного управления и
придумало обходной маневр -
представить свои план на высочай-
шее утверждение через Госсовет.
Вопрос еще мож но было ре-
шить иначе, нужды дороги могли
бы быть удовлетворены без нару-
План частных участков,
через которые должен
был пройти
Политехнический проспект
шения интересов города и населе-
ния местности за Куликовым по-
лем. В качестве компромиссного
варианта предлагался перенос гру-
зового двора в район Флюгова пе-
реулка, а также путепровод над су-
ществовавшими путями Ф инлянд-
ской дороги с выходом в районе
Батениной ул., и далее продление
проспекта через участки частных
владельцев до Главного здания П о-
литехнического института. Что
касается части Политехнического
проспекта на протяжении его по
уезду, от городской черты до зда-
ния института, непреодолимы х
затруднений уже не было, так как
значительное количество земли
было уступлено под проспект без-
возмездно, а часть - за сравнитель-
но невысокую плату с годовой га-
рантией.
А.
Г. Гагарин просил принять
меры, чтобы притязания Управле-
ния Финляндской железной доро-
ги не были осуществлены путем от-
чуждения Куликова поля и отме-
ной через Государственный совет
высочайшего утверждения, уже по-
лученного!) проекта о проведении
Политехнического проспекта.
А.
Г. Гагарин писал И. А. Ано-
пову, руководителю департамента
учебных заведений Министерства
финансов 16.04.190312:
«В настоящее время происхо-
дит по этому делу [подготовка к
прокладке Политехнического про-
спекта] напряженная работа в СПб.
Городской Управе, которая прини-
мает все меры, чтобы не допустить
принудительного отчуждения Ку-
ликова поля в пользу Финляндской
ж. д. и уничтожения этим Политех-
нического проспекта. На этих днях
судьба проспекта должна решиться
Его Величеством в ту или другую
сторону. В случае положительного
решения надо принять меры для
борьбы с непомерными требовани-
ями Ратькова-Рожнова.
..*.
И з
письма
А.
Г.
Гагарина
И. А. Анопову, уже с пессимистич-
ной констатацией ситуации13:
«Согласно имеющимся у меня
сведениям, вопрос о м есте распо-
ложения переустраиваемой с т а н -
ции Финляндской ж. д. считается
в М инистерстве П уте й Сообще-
ния разрешенным и не подлежит
дальнейшему обсуждению.
Для осуществления этого тре-
буется лиш ь испросить Высочай-
ший указ на отчуждение, о чем и
предполагается внести в Государ-
ственный Совет соответствующее
представление в весеннюю сессию*.
Притязания частной Ф инлян-
дской железной дороги были удов-
летворены. а проект Политехничес-
кого проспекта остался нереализо-
ванным. Негативные последствия
такого решения были осознаны
полностью лишь в другой истори-
ческой обстановке в конце X X века.
П роект
П олитехнического
проспекта лежал в рамках логики
естественного имперского разви-
тия столицы. Он был последова-
тельным звеном мышления коман-
ды С. Ю . Витте, соответствовал
масштабам его государственных
взглядов.
Политехнический проспект со-
единил бы складывавшийся пер-
вый российский наукоград X X
века в Лесном с центром города.
Это были его северные окраины,
тогда мало освоенные, но здесь со-
средоточились два крупнейш их
вуза и обслуживавшая их инфра-
структура. Поражает масштаб под-
хода (и роль А. Г. Гагарина как чле-
на команды С. Ю . Витте в этом).
Совсем иные акценты в концепции
города, совсем иной вид обрел бы
и сам Политехнический проспект
в будущем - скоростной трамвай,
необычная ш ирина проспекта, а
какие здания могли появиться на
нем! Чуть позже, в 1910 году, воз-
никли наброски проектов надзем-
ной электрической железной доро-
37
История Петербурга.
Л®
3 (37)/2007
предыдущая страница 38 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст