е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
Ю
в а
б
р а т
а
З
д
о
н
ш
р
л я
р
с к
н
е
п
о
г р
о
м
н
ы
й
д о м
н
а
б
е р
е г у
ш
в
ы
^
А.
Н. Саввина
48
, /Дом, о котором пойдет рассказ,
отметил в 2006 году своеобразный
юбилей - 155 лет от времени
официального окончания строи-
тельства (по первой оценочной ве-
домости, сданной в хозяйственный
департамент М инистерства внут-
ренних дел в 1851 году)2*.
О богатстве и роскоши дома в
какой-то мере может свидетель-
ствовать исчисленная цена того
года, составившая 244 073 рубля
серебром.
Современный адрес дома и раз-
меры его: по Английской набереж-
ной № 36 (10,6 м), вдоль площади
Труда № 2 (78,8 м), по Галерной
ул. № 37 (26,6 м). Дом угловой,
участок под домом имеет форму
трапеции. Появление его на этом
месте напрямую связано с построй-
кой первого постоянного моста че-
рез Неву, согласно указам импера-
тора Николая I от 18 марта и
6
но-
ября 1842 года: «.
..положения о со-
оружении в Санкт-Петербурге по-
стоянного через реку Нева, ниже
наплавного Исаакневского, моста.
..
на указанном мною месте.
..*3.
М ост назывался сначала Н о -
вый Невский, затем - Благовещен-
ский (с 1850 года, по одноименной
церкви), с 1855 года - Николаевс-
кий. В настоящее время - это мост
Лейтенанта Ш мидта.
На вновь создаваемой площа-
ди, на месте бывших старых обы-
вательских домов, продавались
участки земли для новой застрой-
ки. О дин из участков приобрел
отставной поручик А. А. Вонляр-
лярскнй,заплатив 31 500 рублей.
Уже в ноябре того же года фасад
дома был высочайше утвержден.
Высоту нового здания определили
в
8
сажень
2
аршина.
Дом на Благовещенской пло-
щади стал знаменит не столько как
произведение известного архитек-
тора, но в большей степени пото-
му, что был связан легендами с дву-
мя родными братьями Вонлярляр-
скими.
Дом Вонлярдярских в Петербурге.
Худож ник И. И. Ш а р л е м а н ь . 1852 г.
В памяти современников и ли-
тературе старш ий из братьев -
Александр Александрович (1802—
1861) именовался и запомнился
как «Русский М онте-Кристо», а
младший, Василий Александрович
(1814
1852), как «Русский Д ю -
ма*. Именно эти братья и опреде-
лили известность дома как «Дом
Вонлярдярских*. Под этим именем
он вошел в последующие публика-
ции, хотя и имел других хозяев.
1840-1850-е гг. характеризова-
лись в архитектуре расцветом ро-
мантизма. Ярким представителем
этого стиля был московский архи-
тектор М . Д. Бы ковский (1801
1885), которому бы ло доверено
создать проект и построить дом.
Для заказчика было важно и то, что
архитектор был еще искусным ин-
женером и расчетливы м эко н о -
мичным строителем. Его работы
отличались вы соким качеством
при сравнительно небольших рас-
ходах. Кроме того, он славился как
резчик по дереву, как художник-
портретист и высококвалифициро-
ванный столяр. Сочетание таких
талантов в одном человеке обеспе-
чивало неординарность его работ.
Портрет М. Д. Быковского.
Худож ник М. С котти. 1851 г.
Дом Вонлярдярских остался един-
ственной работой М. Д. Быковско-
го в Петербурге4.
Красота художественно-выра-
зительной соотнесенности перво-
го постоянного моста и дома Вон-
лярлярских, строивш ихся почти
одновременно, привлекла внима-
ние многих художников X IX века.
* Возводилось это здание и 1845-1849 гг. -
Реї).
іігню/іші Петгрбурю.
З (37)/2007
предыдущая страница 49 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст