1Ґ*
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
мое и совестное исполнение, вли-
тое на себя по постройке Московс-
ко-Бобруйского шоссе, станцион-
ных и почтовых строений и проче-
го, произведен в статские советни-
ки с одновременным назначением
состоять при Первом отделении
собственной его императорского
величества канцелярии ио особым
поручениям*9.
Не было примера подобной
награды, да еще и без представле-
ния но служебной иерархии, т. е.
без представления от П. А. Клейн-
михеля, главноуправляющего пу-
тей сообщений и публичных зда-
ний. А. А. Вонлярлярскому помог
случай. Летом 1850 года Николай 1
сам проехал с инспекцией по шоссе
Мало-Ярославец-Бобруйск, на ко-
тором концессионером был Вонляр-
лярский. Шоссе понравилось госу-
дарю. По его мнению (а Николай I
имел инженерное образование),
шоссе отвечало всем требованиям
строительной техники. Щ ебень
был нужного размера, выпуклость
середины дороги и ее уклон соот-
ветствовали норме, водопропуск-
ных труб было достаточно, укатка
была приличной. Последовал указ
императора № 190. Николай I, со-
ставив свое представление о слу-
жебном рвении какого-либо лица,
нс любил менять его.
Рассказ о первом
хозяине
дома Вонлярлярских будет непол-
ным. если умолчать о еще одной
сфере его деятельной натуры, о
том, что А. А. Вонлярлярский был
одним из «пионеров» нового тог-
да для России железнодорожного
дела. В разгар строительства сети
шоссе он подал и свой проект же-
лезной дороги М о сква-Н и ж н и й
Новгород. Проект технически и
экономически был обоснован, со-
провождался чертежами и схема-
ми (1844 год). Проект изменялся
и дополнялся (1846 год). В его раз-
работке участвовали нанятые им
инженеры и техники, в том числе
и соученик А. И. Дельвига по И н -
ституту корпуса инженеров путей
сообщений - Лев Ропл. А. А. Вон-
лярлярский успевал работать «на
двух фронтах*. Он получил боль-
шие деньги в свое распоряжение,
чтобы тратить их на изыскания в
другом деле. Особенность проек-
та - вести железнодорожную ли-
нию по левому берегу реки Оки,
не пересекая ее. Таким образом
можно было избежать строитель-
ства дорогого моста через реку. Тот
вариант проекта был утвержден
высочайшим повелением от 15 мая
1847 года «с предоставлением по-
ручику Вонлярлярскому монопо-
лии на эту дорогу*. По его расче-
там, доходы исчислялись боль-
шие:
12
% от
22
миллионов рублей
серебром (стоимость той ветки
железной дороги).
Эта
сторона
деятельности
Александра Александровича требу-
ет отдельного рассмотрения10.
Однако вернемся к главному
делу
отставного
поручика
А. А. Вонлярлярского. Тогда не обо-
шлось без подсказки со стороны
знаковой фигуры николаевского
времени П. А. Клейнмихеля ( 1793-
1869), графа, сенатора, главноуп-
равляющего ведомством путей со-
общения и публичны х зданий.
А. А. Вонлярлярский был в даль-
нем родстве с Клейнмихелем (че-
рез Нелидовых и Храповицких).
Но не это помогло ему заручиться
поддержкой
и
благоволением
П. А. Клейнмихеля. Последний об-
ладал превосходными для руково-
дителя качествами: он был воле-
вым, деятельным, энергичным, вы-
носливым и уважал те же качества
в других. Именно эти черты при-
близили к нему А. А. Вонлярлярс-
кого. По не все было так просто.
1830-1860-е годы российской
жизни ознаменовались колоссаль-
ными стройками
железные доро-
ги, постоянный мост через Неву,
здание Нового Эрмитажа и многое
другое стали яркими памятниками
времени правления Николая I. На
одном из первых мест в строитель-
ных программах правительства сто-
яло устройство хороших дорог, т. е.
сухопутных сообщений в виде шос-
се. Правительство было заинтере-
совано в привлечении всех сосло-
вий российского общества для
участия в своих планах.
Среди первых, кто занялся та-
ким не свойственным благородно-
му дворянскому сословию делом,
как стать подрядчиком по строи-
тельству ш оссейных дорог, был
А. А. Вонлярлярский. Для того вре-
мени это был новый тип капитали-
стического предпринимателя, со-
единившего в своем лице старый
подрядческий промысел с разма-
хом нового руководителя крупно-
го строительства.
Начал он
ту деятельность
скромно в качестве рядового под-
рядчика. нанятого купцами Рябн-
ниными при строительстве Ярос-
лавского шоссе. Быстро освоив-
шись с новым делом, суливш им
большие выгоды, но и рискован-
ным, А. А. Вонлярлярский решил
работать самостоятельно. Тогда ему
и пригодились недюжинные орга-
низаторские таланты, ум и деловая
хватка. У А. А. Вонлярлярского
были свои конторы, ведавшие шта-
тами, поставкой материалов, от-
четностью. Количество рабочих,
занятых на стройке, иногда дохо-
дило до нескольких сотен человек.
Имя А. А. Вонлярлярского связа-
но с сетью новых шоссейных дорог,
построенных в 40-50-е годы X IX
века. Это шоссе: Малоярославец-
Бобруйск (как часть М осковско-
Варшавского тракта) протяженно-
стью 500 верст: шоссе Витебск-
Смоленск-Рославль длиной 200
верст: шоссе от Орши через М о т -
лев до Бобруйска; шоссе северно-
го направления - от Витебска Бе-
лорусской губернии до Острова
Псковской губернии, через города
Городок-Невель и Оночку, протя-
женностью более 500 верст. Кроме
того, он строил часть дороги меж-
ду Новгородом и Померанью, а
также несколько местных шоссе в
пределах родной ему Смоленской
губернии".
Статистические сведения о до-
рожных работах очень разноречи-
вы, но если взять средние данные,
то за 10 лет (1844-1854) в России
было построено около 3000 верст
шоссе. Половина из них (1500
верст) - с участием А. А. Вонляр-
лярского12.
Вспомним
характеристику,
данную Александру Александрови-
чу его другом М. Бутурлиным: «Он
был вполне человек, созданный
для общественной жизни.
..». Эту
общественную жизнь А. А. Вонляр-
лярский воплощал в своей подряд-
ческой деятельности. В ней была
цель (заработать большие деньги)
и способы (внутренние возможно-
сти и секреты промысла).
Чтобы обойти конкурентов, он
сделал смелый шаг - дал дополни-
тельную подписку, что может сво-
им иждивением (т. е. экономией)
понизить общую подрядную сум-
му, тем самым снизив расходы каз-
ны. Уступка в иенах выглядела со-
Иетория ІІет грбуїиа.
.V
З (37)/21Ю7
предыдущая страница 52 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст