ва города великого Петра
Школа молодых ученых КГПУ.
Выступает проф ессор РГПУ К. Д. Радина
руководитель ж урнала «С овре-
менник», а также молодой препо-
даватель К. И. Арсеньев, оставив-
ший интересные воспоминания об
этом вынужденном путешествии.
Гостей из столицы разместили
в здании гимназии. По вечерам мо-
лодежь веселилась: «Известия о по-
бедах и торжестве русских над вра-
гами разливали повсюду радость и
восторги - танцам и пляскам не было
конца, особенно в дни святок.
..».
Арсеньев редко принимал уча-
стие в тех развлечениях. К самой
идее эвакуации он относился нео-
добрительно: «Все девичьи учеб-
ные заведения остались спокойно
на местах.
.. а студенты педагогичес-
кого института, могш ие в случае
крайнем все вооружиться и идти
на защиту Отечества, снаряжались
в путь». Поэтому время пребыва-
ния в Петрозаводске ученый стре-
мился использовать прежде всего
в научных целях. Он занялся изу-
чением архивных документов, осо-
бенно статистических сведений.
По просьбе начальника горных за-
водов Армстронга Арсеньев подго-
товил описание Олонецких горных
заводов. Учены й подробно изло-
жил производственную деятель-
ность Александровского завода в
Петрозаводске, привел статисти-
ческие данные о выпуске артилле-
рийских орудий, ярко рассказал о
лю дях,
внесш их значительны й
вклад в развитие завода. В 1830
году исследование Арсеньева было
опубликовано в первом томе «Тру-
дов Минералогического общества».
28
января 1813 года препода-
ватели и студенты института поки-
нули П етрозаводск и 3 февраля
вернулись в столицу. В благодар-
ность за предоставленный приют
Педагогический институт подарил
петрозаводской гимназии ценное
оборудование для ф изического
кабинета: микроскопы, «электри-
ческую машину» и нр. Эти прибо-
ры использовались в гим назии
вплоть до начала X X века.
В конце жизни профессор Пе-
тербургского университета, акаде-
мик Петербургской академии наук,
воспитатель наследника престола -
будущего государя Александра II
К. И. Арсеньев вернулся в Петроза-
водск к сыну, служившему тогда гу-
бернатором Олонецкой губернии.
В семье сына он и скончался 29 но-
ября 1865 года. Могила К. И. Арсе-
ньева в зарецком Крестовоздвижен-
ском соборе Петрозаводска сохра-
нилась до наших дней.
Ш ли годы. В связи с активным
развитием народного хозяйства в
республике в 1930 году на IX Все-
карельском съезде Советов впервые
был поставлен вопрос об открытии
в Петрозаводске педагогического
института. «Наркомпрос А К С С Р и
Председатель оргкомитета Карель-
ского В Т У З а обратились в Герце-
новский пединститут с просьбой
организовать консультацию проек-
та создания Пединститута опытны-
ми специалистами и провести эту
работу в кратчайшее время», - за-
писано в резолюции съезда.
В докладной записке наркома
просвещения А К С С Р и председа-
теля оргкомитета по вузам при
С Н К А К С С Р т. Гришкина по воп-
росу организации Карельского пе-
динститута (точная дата докумен-
та, относящегося к 1930 году, не ус-
тановлена) было отмечено, что «от-
крываемый пединститут должен в
основном быть национальным, ра-
ботающим на финском языке, т. к.
работников для русской школы еще
в ближайшие годы можно будет го-
товить в существующих пединсти-
тутах Ленинграда и М осквы . Н а-
чальной базой для пединститута
может быть финское отделение пе-
динститута им. Герцена. Карельс-
кий пединститут мы слится Н К П
А К С С Р как научно-педагогичес-
кий и культурный центр для всех
карело-финских национальностей.
Академик РАО. проф ессор РГПУ 3. И. Васильева
с аспирантами из Карелии
И
гпю
/тм
Пет
ербурга
.
.V*
.3
(37)/2007
предыдущая страница 5 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст