«Здесна»
С.
Р>.
Рахманинова
в Зале
Юворянского собрания
(новый
вариант
окон
и
у ш а П е т е р б у р г а
М. В. Михеева
/сруди произведений начала
19(4)1*'годов кантата «Весна* за-
нимает особое место. Это первое
обращение С. В. Рахманинова к
вокально-симфоническому жанру.
Кантата написана на стихотворе-
ние Н. А. Некрасова «Зеленый
шум* в 1902 году и посвящена
близкому другу профессору Мос-
ковской консерватории 11. С. Мо-
розову. Впервые она была испол-
нена 11 марта 1902 года в Москов-
ском филармоническом обществе
при участии любительского хора
(партия баритона - А. В. Смир-
нов). Дирижировал Александр
Ильич 3плоти - двоюродный брат
Рахманинова.
Петербургская премьера состо-
ялась спустя три года. 8 января 1905
года, в шестом абонементном «Кон-
церте А. Знлоти». Но мысли о ее ис-
полнении в Петербурге пришли к
А. И. Знлоти много раньше. 28 де-
кабря 1903 года он писал Ф. 11. Ша-
ляпину: «Милый мой, дорогой
Федя! Насколько помнится мне, ты
имеешь право давать два концерта
в Питере; так вот - не пожелаешь
ли дать свое “благословен не" моим
концертам н спеть у меня в буду-
щем ноябре соло в кантате “Весна"
Рахманинова и что-нибудь (один
номер) с оркестром?*1
.
Концерт проходил в зале Дво-
рянского собрания, участвовал хор
(в полном составе) Мариинского
театра. По поводу той премьеры
сохранились интересные высказы-
вания в печати и в частных пись-
мах. Так. корреспондент «Русской
музыкальной газеты* писал: «Про-
чувствованный монолог баса со-
провождается оркестром, иногда с
примесью голосов хора, и этот ор-
кестр положительно живет, не ос-
тывая и не застывая в своем не-
умолчном многоголосии. Слож-
ность многоголосия, разумеется,
отражается на ясности и доступно-
«Весна» - картина И. И. Левитана,
одного из любимых художников
С.
В. Рахманинова
сти музыки: более того, ею затума-
нивается
ясность
вокальной
партии (чего не могла побороть
даже шаляпинская дикция), и тем
не менее вся эта живая игра пере-
ливов оставляет обаятельное впе-
чатление*2. Жена А. И. Знлоти,
Вера Павловна (дочь П. II. Третья-
кова), писала своей сестре 21 ян-
варя 1905 года: «Да, забыла напи-
сать о концерте 8-го: это было в
минуту начала беспорядков, во
дворе уже были войска на “случай".
но потом угнали их, говоря, что
“публика, как и всегда у Знлоти,
чинная, бояться нечего". Бах был
страшно интересен. Кантата Чай-
ковского - гадость, скука: Рахма-
нинов - великолепен: конечно,
Шаляпин ничего не знал; накануне
учил у нас всего несколько часов*3.
На концерте 8 января 1905 года
присутствовал и Н. А. Римский-
Корсаков. Интересно его мнение
об этом сочинении, дошедшее до
нас в передаче А. В. Оссовского.
«При ближайшей встрече в беседе
о кантате Римский-Корсаков весь-
ма одобрил избранный композито-
ром сюжет и признал музыку Рах-
манинова прекрасной от начала до
конца, полной теплого лиризма, но
высказал сомнение, не окажется ли
полифоническая ткань при испол-
нении кантаты оркестром и хором
слишком густой и вязкой для
изображения картины весны. В
этом сомнении Римский-Корса-
ков утвердился после прослушива-
ния кантаты, исполненной оркест-
ром в концерте Зилотн 8 января
1905 года с участием Шаляпина
(певшего, кстати сказать, неуве-
ренно, не отрывая глаз от нотной
тетради в руках). Эта оговорка.
ІІстчіни
і
ІІгтгіиїуїми
,\4
3 (3~(/2007
предыдущая страница 61 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст