у ш а П е т е р б у р г а
однако, нс помешала Римскому-
Корсакову в следующем году выд-
винуть произведение Рахманино-
ва на Глинкинскую премию»4.
Петербургской премьерой кан-
таты «Весна* дирижировал сам
Сергей Васильевич Рахманинов. В
оркестровой библиотеке Санкт-
Петербургской филармонии им.
Д. Д. Шостаковича сохранились
изданные фирмой А. Гутхейля в
1902 году оркестровые голоса и
партитура кантаты. В ней удалось
обнаружить авторские пометы,
свидетельствующие о новой рабо-
те композитора над сочинением.
Отметим, что ни в его письмах, ни
в воспоминаниях современников и
потомков, ни в современных изда-
ниях нет указаний на те исправле-
ния, до сих пор они оставались вне
поля зрения исследователей.
Рукописные исправления Рах-
манинова сосредоточены в цифре
19 партитуры. Все записи сделаны
черными чернилами. Партия дере-
вянных духовых инструментов
заклеена полосой бумаги, на кото-
рой синими чернилами разлинова-
ны нотоносцы.
Первые четыре такта партии
валторн зачеркнуты, добавлена ме-
лодическая линия, порученная ба-
совому тромбону и тубе (в октав-
ном движении). Партия скрипок и
альтов зачеркнута, и их новый ва-
риант выписан без ключа и знаков
на нотных станах ударных - треу-
гольника, тарелок, большого бара-
бана и там тама. В последних трех
тактах
цифры
19
зачеркнута
партия флейт и сверху написан
новый вариант.
Проанализировав все эти изме-
нения, можно прийти к следующим
выводам. То, что раньше играли
скрипки и альты, Рахманинов без
изменений отдал деревянным духо-
вым инструментам. Нотный текст
партии струнных был выписан зано-
во, но фактурный тип изложения
дублировал зачеркнутый вариант
валторн. Дополнение мелодической
линии басового тромбона и тубы,
видимо, было связано с желанием
усилить басовый голос, так как в об-
щей массе звучания его недоставало.
Можно утверждать, что в Петербур-
ге звучат именно этот вариант «Веч -
ны*. Об этом свидетельствуют неко-
торые оркестровые голоса инструмен-
тов. Среди различных комплектов
партий удалось найти несколько.
Нотный автограф Рахманинова
подтверждающих это предположе-
ние. Следы клея, зачеркивания, зна-
ки перехода говорят о том, что ранее
здесь был другой нотный текст.
го исправления текста. Однако ос-
тается без ответа вопрос, почему
нет никаких высказываний Рахма-
нинова по этому поводу.
Заклеенный нотный текст
Отметим, что внешнее выра-
жение новой редакции внутри ста-
рой (в рукописи или в издании)
не было характерным для компо-
зиторского метода Рахманинова. В
этом случае оно наверняка было
продиктовано условиями, в кото-
рых проходило исполнение (пре-
мьера) и необходимостью быстро-
3 7 4 2
ведши
<
И
іиоп Оитвії >
-
іцівднчті
^апГаГс ГйгВогц1оп-5о!о.
<П|0Г ІІПЙ (>ГфС5ІЄГ
**««■ реп
*
Агф
5 . Я а с іїт а п іп о її
0гс*»г|'сгт
«*0МмпГгГ
+
Ж и,
Подобные исправления круп-
ных законченных сочинений не
часто встречаются у Рахманино-
ва.
Возможно,
исправления
в
партитуре «Весны* были связаны
с желанием облегчить звучание
оркестра с целью выдвижения на
первый план заключительного
фрагмента в партии хора, который
исполнял в тот момент основную
мысль сочинения: «Л юби, покуда
любится, терпи, покуда терпится.
Прощай, пока прощается, и Бог
тебе судья*. Сравнивая оба вари-
анта окончания кантаты, прихо-
дим к выводу об их художествен-
ной равноценности, а значит, воз-
можности включения в исполни-
тельскую и издательскую практи-
ку обоих вариантов.
Рассмотренный материал пред-
ставляет собой важный источник
для изучения истории текстов му-
зыкальных произведений С. В. Рах-
манинова. Подобные находки дают
повод к продолжению выявления
новых вариантов сочинений.
1
Шаляпин Ф. И. Литературное наследство. М.
. 1979. Т. 3. С. 582.
1
Русская музыкальная газета. 1905. № 3-4. С. 89.
3 В. П. Зилота - А. П. Третьяковой-Боткиной / / Зилота А. И. Воспоминания
н письма. Л., 1963. С. 372.
4 Оссовскнй А. В. С. В. Рахманинов / / Воспоминания о Рахманинове: В 2 т.
Изд. 5-е, дон. М.
. 1988. Т. 1. С. 357.
61
История Пстгроцр/и. .\* 3 (37)/2007
предыдущая страница 62 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст