у ш а П е т е р б у р г а
бавнл его от участи увидеть смерть
своих сыновей - их расстреляли
тремя годами позже.
Отец Михаил был разносто-
ронней личностью, обладал мно-
гими талантами. Именно благода-
ря его увлечению фотографией
дошли до нас образы его коллег по
работе в приюте и вид самого при-
юта и церкви. Он имел хорошо
оборудованную мастерскую, доро-
гой инструмент, который позже
попал в руки известного мастера-
моделиста Юрьевского и хранит-
ся сейчас в Военно-морском му-
зее. Он был хорошим музыкантом,
увлекался игрой на музыкальных
инструментах и хоровым духов-
ным пением. Многие друзья и
коллеги батюшки имели вещи,
созданные его руками, но самым
главным качеством о. Михаила
была его любовь к людям. Для де-
тей он был прекрасным педагогом,
считая, что прийти к Богу нельзя
насильственным путем,а только
путем добра и познания, для при-
хожан - любимым пастырем, го-
товым всегда откликнуться на зов.
Даже в тяжелые послереволюци-
онные годы о. Михаил всегда ста-
рался найти возможность для по-
мощи людям, обращавшимся за
ней в церковь. Он был истинным
«батюшкой на приходе», даже под
страхом смерти, будучи лншен-
ным места настоятеля, не отказав-
шимся от своего служения.
Год перед своим последним
арестом отец Михаил служил ре-
гентом в Малоколоменской церк-
ви Михаила Архангела. Вот как
вспоминает о нем его сосед по квар-
тире писатель Л. М. Демин в своей
книге «Порушенные святыни»:
«В самом конце 1920-х годов в
нашей коммунальной квартире по-
селился молодой священник Ни-
колаевский (помню лишь его фа-
милию), служивший в храме Ми-
хаила Архангела.
.. Занимал он кро-
хотную каморку - не более пяти
квадратных метров, позади кухни.
..
Жил священник скромно, аскети-
чески. В его обители, напоминав-
шей монашескую келью, стояла
лишь узкая кровать и комод, да еще
переплетный станок. На досуге он
занимался переплетным ремес-
лом.
.. Стройный, сухопарый, с ру-
сой бородкой, он, казалось, был
охвачен глубокой скорбью. Он был
необщителен, друзья его никогда
не посещали. Иногда священник
выходил один на прогулку или иг-
рал на концертино - небольшой
шестигранной гармошечке - грус-
тные тоскливые мелодии.
..*
*4.
Мученическую
кончину
о. Михаил принял в Рождество
Христово 7 января 1931 года, ког-
да по сфабрикованному делу гра-
фини Е. К. Зарнекау ему был вы-
несен смертный приговор.
Приют был закрыт большеви-
ками в 1919 году, а храм разделил
судьбу множества петербургских
святынь и в 1938 году был уничто-
жен. Хочется рассказать об одном
происшедшем тогда трогательном
случае.
Толпа прихожан стояла вокруг
храма, с ужасом наблюдая, как ра-
зоряют их любимую церковь. Ико-
ны скидывали на машины и увози-
ли сжигать. Вдруг из одного кузова
выпала небольшая иконка Богома-
тери «Всех Скорбящих Радосте»,
маленькая девочка схватила ее и
спрятала под пальтишко, сохранив
образ от уничтожения. Но Господь
поругаем не бывает - снова стали
наполняться верующими храмы,
стараниями подвижников стал воз-
рождаться и этот многострадаль-
ный приход Мученицы царицы
Александры, вот туда и пришла эта
девочка, уже очень пожилая жен-
щина, чтобы вернуть драгоценную
святыню своему храму. Сейчас ико-
на находится в часовне прихода
Мученицы царицы Александры на
Лермонтовском пр., д. 51 а. Вновь
работает приют и обязательно на-
станет день, когда снова засияют
золотом лазурные купола неболь-
шого петербургского храма с боль-
шой трагической судьбой.
1
Лицо и маска Михаила Зощенко / Сост. и публ. Ю. Томашевского. М., 1994. С. 340-365.
1
Гавриил
Константинович, великий князь. В мраморном дворце. М„ 2001. С. 299-301.
1
Новикова О. В. Современники императора Александра И. Великая княгиня Александра Иосифовна / / Музеи России
поиски, исследования, опыт работы. 2005. № 8.
* Демин Л. М. Порушенные святыни. Б.м., б.г.
(>4
Нгто/шл ІІгтгіюурга.
. V
3 (37)/2007
предыдущая страница 65 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст