ва города великого Петра
населяю щ их Ингерманландию и
Тверскую Карелию. Он должен го-
товить национальные кадры для
этих областей. Карело-финские на-
циональности этих областей состав-
ляют 450 тыс. населения, т. е. в 1,5
раза более всего населения Карелии.
Общая потребность в национальных
педкадрах будет составлять 990 чел.
Общая же потребность во второй
пятилетке в педкадрах для Карель-
ской А С С Р с Ингсрманландней и
карельскими районами М осковс-
кой области составит 1960 чел., или
ежегодно 396 чел.** В связи с этим
было принято решение о переводе
ф инской секции
П единститута
имени Герцена в Петрозаводск, а в
начале 1934 года ио договореннос-
ти
Н аркомпроса
Карелии
с
Педагогическим институтом име-
ни А. И. Герцена и с согласия Нар-
компроса Р С Ф С Р русские отделе-
ния были переданы заочному сек-
тору Института им. А. И. Герцена.
Так началась история Карель-
ского государственного педагоги-
ческого университета - старейше-
го университета Республики Каре-
лия, сыгравшего большую роль в
подготовке высококвалиф ициро-
ванных кадров для всего северно-
го региона страны.
Сотрудничество двух вузов не
прерывалось ни па один день. Так,
в первые годы деятельности К Г П У
были налажены академические
связи между вузами. Герценовцы
охотно принимали
карельских
студентов в своих лабораториях
(собственная учебно-материаль-
ная база института была крайне
слаба), выезжали в Петрозаводск
с лекционными курсами. 3 сентяб-
ря 1935 года директор фундамен-
тальной библиотеки Педагогичес-
кого института им. А. И. Герцена
Н. И. Вязьминова передала в каче-
стве дара представителю Карельс-
кого педагогического института
В. В. Сало 1754 экземпляра книг и
брошюр, а также 659 журналов на
финском языке.
В последующие годы наше со-
трудничество укреплялось, приоб-
ретало новые очертания.
В 1980-е годы актуальной ста-
ла проблема соверш енствования
* - Цмт. по: Карельский государствен-
ный педагогический университет в цифрах
и фактах. Петрозаводск: Изд-во ГОУ ВПО
«КГПУ*, 2006. Ч. I: Исторические хрони-
ки / Сост. Р. П. Калинин. С. 53.
подготовки учителей. Ио инициа-
тиве
Герценовского
института
К Г П И стал одним из основны х
среди тех, кто реализовывал на
практике концепцию «Совершен-
ствование форм и методов обуче-
ния и воспитания в общеобразова-
тельной школе и вузе*, были сфор-
мированы совместны е рабочие
группы. И х научным руководите-
лем стала заведующая кафедрой
педагогики Л Г П И им. А. И. Герце-
на доктор педагогических наук,
профессор 3. И. Васильева. В ра-
бочую группу вошли авторитетные
ученые Т. К. Ахаян, Г. Д. Кирилло-
ва, К. Д. Радина, от карельских ис-
следователей - А. Н. Бритвнхин,
ректор К ГП И , И. В. Предтечеиская,
проректор по научной
работе,
И. II. Терентьева, заведующая ка-
федрой педагогики и психологии
начального обучения. В октябре
1988 года на турбазе «Косалма*,
близ Петрозаводска, состоялась
заключительная конференция, по-
священная анализу итогов совме-
стной работы Герценовского ин-
ститута и вузов Карелии, О рен-
бурга, Омска, Архангельска. Крас-
ноярска. Одновременно конферен-
ция стала и великолепной школой
для молоды х учены х, впервые
представивших результаты своих
диссертационны х исследований.
Вторая конференция с участием
ведущих ученых-герценовцев была
посвящ ена проблемам развития
сельской школы и проводилась на
базе Чалнинской средней школы
Пряжинского района.
Внимательное, заботлишк* отно-
шение к молодым ученым - одна из
традиций нашего сотрудничества. За
эти годы под руководством профес-
соров РГГ1У им. А. И. Герцена
3. И. Васильевой, Т. К. Ахаян,
М. Г. Казаки ной, Г. Д. Кирилловой,
К. Д. Радиной прониш аспирантскую
подготовку преподаватели К Г П У
Н. Г1. Терентьева, В. И. Максютенко,
Л. А. Корожнева, Н. Н. Ильина,
И. Л. Данилова, А. М. Федоров.
О собы й вклад внесли герце-
новцы в развитие системы подго-
товки научных кадров непосред-
ственно на базе Карельского неду-
ниверситета. Так, начиная с 1991
года при самом активном участии
проф ессоров 3. И . Васильевой,
А. А. Ахаяна. Т. К. Ахаян, Г. Д. К и -
рилловой, А. Г. Козловой, К. Д. Ра-
диной. Н. Ф . Радионовой в нем
подготовлено свыше 20 кандидатов
наук. Академик 3. И. Васильева
стояла у истоков создания регио-
нального диссертационного совета
по педагогике на базе КГП У.
Сегодня перед двумя универ-
ситетами стоят новые задачи, от-
вечающие новым вызовам време-
ни, перспективам развития отече-
ственного образования. И нет со-
мнения в том, что сотрудничество
двух вузов станет надежным гаран-
том в их успешном решении.
5
И
ст
ория
ІІспичм~ч
ір/<
і.
Л»
3
(37)/2007
предыдущая страница 6 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст