м
е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
то
Мировичем с офицерами говорен-
ных речей ои, Мирович, подошел
к мертвому и поцеловал руку и
ногу оного, приказал солдатам то
тело на случившуюся в той казар-
ме кровать положа нести. А вынес-
ши из казармы и перенеся чрез ка-
нальный переход, поставили. И не-
которые солдаты из команды его,
Мировича, говорили ему, что не
прикажет ли он тех двух офицеров
взять под караул, но он не прика-
зал, уверяя их, что онн-де и так не
уйдут. А потом оное тело с крова-
тью подняв, при нревождснни его,
Мировича, и всей тогда в рас-
стройке находящейся команды на-
переди несли, где и капитан Влась-
ев был веден. По приходе же к
фронтовому месту приказал он,
Мирович, то мертвое тело поста-
вить пред фронт и велел команду
построиться в четыре шеренги. А
по постановлении сказал он, Ми-
рович. что «теперь отдам после-
дний долг своего офицерства».
Для чего и велел бить утренний
поход, причем сам салютовал. А
потом, подошед к мертвому телу,
поцеловал оного руку, сказал всем:
«Вот, господа, наш государь Иоанн
Антонович, и теперь мы не столь
счастливы, как бессчастны. А всех
больше за то я потерплю, а вы не
виноваты.
..».
Французский поверенный в
делах Беранже и саксонский по-
сланник Сакен сообщили своим го-
сударям, что дело Мировича не бо-
лее как комедия, разыгранная с ве-
дома Екатерины II единственно для
умерщвления ненавистного ей Ива-
на*. Одна немаловажная деталь.
В. Я. Мирович впервые появился в
Шлиссельбургской крепости, имея
рекомендательное письмо к приста-
ву князю Ю. А. Чурмаитееву от его
отца - друга Г. Г. Орлова, фаворита
Екатерины II! Многие историки
сходятся во мнении, что Мирович
но ее указанию имитировал штурм
каземата, чтобы дать страже закон-
ный повод убить претендента на
престол. Видимо, он предполагал,
что императрица спасет ему жизнь
и щедро наградит, но Екатерина
предпочла избавиться от опасного
свидетеля. Интересный факт - го-
сударыня категорически запретила
подвергать Мировича пыткам, что
всегда практиковалось в те време-
на при расследовании тяжких пре-
ступлений. Офицера приговорили
Императрица Екатерина II.
Художник А. П. Антропов. 1766 г.
к четвертованию, которое было за-
менено обезглавливанием. 15 сен-
тября 1764 года В. Я. Мировича
публично казнили, а тело сожгли
вместе с эшафотом9.
Дело Мировича - один из са-
мых темных эпизодов русской ис-
тории XVIII века. Практически все
историки
в
шлиссельбургском
бунте видели тайну, не раскрытую
официальным следствием, а на-
оборот, еще глубже спрятанную им.
Если это действительно так, то вла-
сти хорошо знали свое дело - ни-
каких прямых улик они потомкам
не оставили.
9
июля 1764 года императрица
письменно указала Н. И. Панину:
«...безымянного колодника велите
хоронить по христианской долж-
ности в Шлиссельбурге без оглас-
ки же»10. Имеются сообщения со-
временников о том, что гроб с те-
лом Ивана Антоновича был выс-
тавлен в крепостной церкви, и тол-
пы народа приходили туда для про-
щания с ним. Находившийся тог-
да в Петербурге А. Бюшинг писал
впоследствии, что тело «в простом
гробу было принесено в крепост-
ную церковь,
II
поток людей, кото-
рые смотрели на него и оплакива-
ли, был необычайно велик. По этой
причине последовал приказ гроб
закрыть, и он вместе с телом был
затем тайно увезен в Тихвинский
монастырь*". Е. Hermann (1849)
писал, что труп был одет в синюю
крестьянскую рубашку и что ма-
ленькая рыжая борода и необык-
новенно белая кожа покойника об-
ращали на себя внимание12
.
Власьев и Чекнн, получив от
графа Панина по семь тысяч руб-
лей, выслушали указ: покинуть
службу, о случившемся под стра-
хом смерти никому не рассказы-
вать, в столичных городах не бы-
вать, друг с другом не встречаться.
Исчезнуть! И они бесследно ра-
створились, не оставив по себе ни-
каких следов.
..
Прошло 37 лет.
.. Император
Александр I, вступив на престол,
потребовал все материалы, отно-
сившиеся к делу Иоанна VI. Офи-
циальных его суждений о той тра-
гической истории не сохранилось.
Гораздо важнее были действия,
которые он предпринял. Истребле-
ние документов, в которых содер-
жалось упоминание об убитом,
прекратилось. Появились истори-
ческие исследования о нем. В 1802
году впервые было опубликовано
генеалогическое древо дома Рома-
новых, где был помещен портрет
Иоанна VI. Он перестал быть «им-
ператором под запретом». Более
того, Александр I лично дважды
приезжал в Шлиссельбург с при-
казом отыскать место погребения с
целью перенесения останков в Пет-
ропавловский собор Петербурга.
Но тела.
.. не нашли! Факт этот по-
буждает к размышлениям. Сравни-
тельно небольшой срок, прошед-
ший с момента смерти, существо-
Император Иоанн VI Антонович
Неизвестный художник. XVIII в.
Испт/шя llrniepoyi^u. .V 3 (371/2007
предыдущая страница 71 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст