О
противодействии
нарушениям
воздушного
пространства
самолетами
фашистской
Германии
в операционной Зоне
балтийского флота в предвоенные годы
£ / л о к а д а Л е н и н г р а д а
Перед нападением на Советский Союз фашистс-
кая Германия резко усилила все виды разведыватель-
ной деятельности и приступила к масштабному веде-
нию воздушной разведки предстоящего театра воен-
ных действий.
«С октября 1939 до 22 нюня 1941 г. немецкие са-
молеты более 500 раз вторгались в советское воз-
душное пространство. Самолеты немецкой граждан-
ской авиации, летавшие по трассе Берлин - Москва
- Берлин, часто сбивались с курса и оказывались над
районами Советского Союза, удаленными от этой
трассы»1
.
На дальних подступах к Ленинграду в операцион-
ной зоне Балтийского флота для воздушной развед-
ки фашистская Германия в основном применяла во-
енные самолеты, а также привлекала авиацию Фин-
ляндии и использовала ее территорию.
Командование Балтийским флотом принимало
решения по противодействию в соответствии с тре-
бованиями уставов. В донесении от 15 января 1941 г.
Народному комиссару ВМФ командующий БФ
вице-адмирал Трибуц информировал, что даны ука-
зания командирам военно-морских баз и начальнику
ПВО во всех случаях появления иностранных само-
летов над базами открывать немедленно огонь, руко-
водствуясь статьями № 299 и 301 БУМС-37.
(Копия доклада на 2 л. публикуется.
Ф. 161. Он. 6.Д. 6. Л.'7, 8.)
О возрастающей активности разведывательной
деятельности в районе военно-морской базы Либава
и мерах противодействия свидетельствует публику-
емый доклад ВРИД начальника штаба Балтийского
флота капитана I ранга Н. А. Питерского в Главный
штаб ВМФ.
(Копия доклада на 3 л. публикуется.
Ф. 161.011. 6. Д. 6.Л. 73-75.)
В условиях «когда Вооруженные силы Советско-
го Союза еще не завершили реорганизацию и перево-
оружение, советское руководство во главе с И. В. Ста-
линым занимало крайне осторожную позицию по от-
ношению к Германии и было вынуждено искать ком-
промисс между двумя противоречивыми требовани-
ями. С одной стороны, необходимость соблюдения
высокой боевой готовности требовала принятия же-
стких мер для пресечения нарушений воздушного
пространства. С другой стороны, жесткое противодей-
ствие даже в рамках международных норм могло дать
повод набравшей военную мощь Германии осуще-
ствить агрессию.
О колебаниях в этом вопросе упоминает в своих
мемуарах народный комиссар ВМФ адмирал Н. Г. Куз-
нецов. Он писал, что через Главный штаб ВМФ дал
3 марта 1941 г. директиву об открытии огня по нару-
шителям воздушного пространства без всякого предуп-
реждения, и И. В. Сталин, узнав об этом, ничего не
возразил.
Однако уже 29 марта после личного указания
И. В. Сталина отменить отданное распоряжение об
открытии огня но нарушителям границы на флоты по-
шла директива: «Огонь не открывать, а высылать свои
самолеты-истребители для посадки иностранных са-
молетов на аэродромы»2.
Распоряжением начальника ПВО Балтийского
флота указания со ссылкой на указания народного
комиссара ВМФ от 1
апреля 1941 года были направ-
лены командирам полков (батальонов).
(Копия на 2 л. публикуется.
Ф. 274. Он. 026889. Д. 12. Л. 139,' 140.)
Но уже ближайшие дни показали неэффектив-
ность новой тактики противодействия полетам инос-
транных самолетов.
Одна из попыток посадить самолет-нарушитель
подробно изложена в донесении от 5.04.41 команди-
ра звена 10 иап лейтенанта Берзина.
(Копия на 1
л. публикуется.
Ф. 274. Оп. 026889. Д. 16. Л. 39.)
Следует отметить, что немецкий самолет (нару-
шитель) появился над Либавой не со стороны морс-
кой границы, а с суши, видимо, не встретив противо-
действия авиации военного округа.
Колебания в принятии решения по противодей-
ствию деятельности иностранных самолетов в воз-
душном пространстве сохранялись до последнего мир-
ного дня в самых высоких инстанциях.
ІІспю/шм ЇЬчіи'іюуії/и.
Л?
$ (37)/2007
предыдущая страница 86 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №37 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст