И
стория учебных заведений
Помещение для Сельского вос-
питательного дома было отведено в
Гатчине, возле Императорского
сада. Это был скотный двор - ка-
менное одноэтажное здание, уце-
левшее еще с тех времен, когда мыза
«Гатчино» принадлежала князю
Григорию Григорьевичу Орлову.
Дом был построен в виде каре, по
четырем углам высились двухэтаж-
ные башенки. Указом Екатерины II
от 17 августа 1783 года мыза «Гат-
чино» была пожалована ее сыну
Павлу Петровичу. Здание расчис-
тили и надстроили второй этаж. В
1806 году для воспитательного
дома императрица М ария Ф едо-
ровна на свои деньги купила нахо-
дившиеся по соседству дома коже-
венного купца Енша, господина Ро-
сихина и купчихи Богатыревой.
Целью Гатчинского сельского
воспитательного дома было «дать
первоначальное образование не-
счастно-рожденным сиротам обо-
их полов в духе чисто ремесленно-
го». По достижении сиротами де-
сятилетнего возраста их за счет го-
сударства отдавали в обучение
вольным мастерам, где они приоб-
ретали конкретную профессию.
Часть воспитанников отдавали в
Александровскую мануф актуру
(она находилась примерно в райо-
не современной станции метро
«Пролетарская»), а более способ-
ных учеников направляли в Санкт-
П етербургский воспитательный
дом для получения дальнейшего
образования. Особенно важным
было то, что выпускники воспита-
тельного дома навсегда оставались
вольными и ни под каким предло-
гом не могли стать крепостными.
Более того, их жены и мужья так-
же становились вольными.
Принимали в Сельский воспи-
тательный дом детей обоего пола не
младше 7 лет. В начальный период
не было ни определенных учебных
занятий, ни классов. Только воспи-
танников старшего возраста обуча-
ли чтению, письму, четырем дей-
ствиям арифметики, катехизису.
Помимо элементарного обучения
детей приучали к труду. По не-
скольку часов в день они вязали
чулки, плели маты. В летнее время
занимались огородничеством. Поз-
же детей стали обучать портновс-
кому, столярному и прядильному
делу. В 1806 году был собран класс
из 15 воспитанников для обучения
латинскому языку. Наиболее спо-
собных учеников стали также обу-
чать и немецкому. В 1811 году вос-
питанники уже занимались по про-
грамме двухклассного начального
училища. Успешно окончивших его
отправляли в Санкт-Петербургский
воспитательный дом для дальней-
шего обучения.
В 1824-1828 годах для Сельс-
кого воспитательного дома по про-
екту архитектора Д. Квадри было
построено трехэтажное здание, в
котором позже разместился С и -
ротский институт. В плане здание
имело Г-образную форму - это
были два корпуса, сомкнутые под
прямым углом.
К 1837 году из начального
двухклассного училища Гатчинс-
кий сельский воспитательный дом
превратился в семиклассную гим-
назию.
В том же году указом Николая I
от 25 июля Гатчинский сельский
воспитательный дом был преобразо-
ван в Императорский Гатчинский
сиротский институт. Основной за-
дачей института стало воспитание
и среднее образование сирот - сы-
новей военных и гражданских чи-
новников. Со всей империи туда
набирали детей только мужского
пола от 7 до 14 лет. Ежегодно при-
нимали 610 мальчиков, причем 550
из них были на полном содержа-
нии Ведомства императрицы М а-
рии, а 60 воспитывались и обуча-
лись за плату - 300 рублей в год
(пансионеры).
В институте было два отделе-
ния: малолетняя школа для сирот от
7 до 10 лет и семилетнее реальное
училище для детей старше 10 лет.
Воспитанники
малолетней
ш колы жили, питались и обуча-
лись отдельно. С ними занимались
образовательными играми - в них
малышей обучали чтению, письму,
Закону Божьему, начальной ариф-
метике и русской грамматике.
К каждой группе малолетних
прикреплялась образованная дама,
владевшая как м ини м ум двумя
иностранными языками. Она отве-
чала за здоровье, воспитание и зна-
ния детей. При переходе в гимна-
зию ученик должен был знать один
иностранный язык.
После окончания малолетней
школы воспитанников переводили
в классы института, в которых обу-
чали по программе семилетних ре-
альных училищ Министерства на-
родного просвещения: Закону Бо-
жьему - 14 годовых уроков, рус-
скому языку - 18, немецкому язы-
ку - 32, математике - 31, физике и
естествознанию - 19, географии -
12, истории - 14, черчению - 10
годовых уроков.
Вне классов все воспитанники
обязательно занимались танцами,
пением, гимнастикой, фехтовани-
ем и - по желанию - музыкой.
Первые 10 лет со дня основа-
ния института в нем имелись пи-
сарский и латинский классы - для
тех воспитанников, которые не
могли усвоить курс реального учи-
лища.
Л учш ие
воспитанники
Санкт-П етербургского воспита-
тельного дома имели право посту-
пать в Университет и М едико-хи-
рургическую академию. О сталь-
ные шли в учителя и на гражданс-
15
История
Петербурга
. №
4
(38)/2007
предыдущая страница 14 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст