стория учебных заведений
мены в первый класс при наличии
домашней подготовки было до-
вольно просто. От ребят 10-13 лет
требовалось знание краткого Кате-
хизиса и главных молитв, умение
читать и писать по-русски, а также
твердое знание нумерации и пер-
вых четырех правил арифметики
с доказательствами7. Разговор с
потенциальным гимназистом мог
происходить на ходу и занимать око-
ло четверти часа. Как вспоминал
один из мемуаристов, В. Ф. Эвальд,
поступавший в 1833 году во второй
класс Третьей гимназии, директор
наскоро проэкзаменовал его в ла-
тинском языке, «строго поправил
какую-то ошибку и тут же подозвал
уходившего домой учителя мате-
матики.
..». Последний предложил
мальчику найти целое по его час-
тям и сравнить величину двух
дробей. «Все это совершилось в
полусветлом углу сеней, стоя, без
всякой экзаменационной обрядно-
сти»8. Другой вариант проведения
вступительного испытания заклю-
чался в разговоре с учителем пря-
мо на уроке в каком-либо из клас-
сов: мальчику предлагали прочесть
с выражением отрывок из книги и
задавали два-три вопроса по грам-
матике русского языка9. Младшие
школьники приходили первый раз
в гимназию с родителями или дру-
гими родственниками; общее на-
строение такого визита, как прави-
ло, - неловкость, робость, страх,
нередко - горькие слезы10. Очевид-
но, на домашних детей шум и гам
нескольких сотен голосов, огром-
ные переполненные классы дей-
ствовали ошеломляюще. Гимназии
того времени выглядели довольно
непрезентабельно, так как большей
частью располагались в перестро-
енных под школьные нужды не-
приспособленных зданиях, в кото-
рых было темно и душно; в гимна-
зическом же пансионе «столы
были изрезаны, двери, стены, даже
стекла в окнах исписаны разными
надписями, иногда очень непри-
личными»11. Счастливым исклю-
чением была, пожалуй, только
Первая гимназия, которой доста-
лось собственное здание Благород-
ного пансиона при Санкт-Петер-
бургском университете12.
По-видимому, в петербургс-
ких семьях к отправке сыновей в
гимназию относились по-разному.
Для одних это было важное и дав-
но ожидаемое событие, «первый
шаг в жизнь»13. Впрочем, некото-
рые взрослые ждали его со смешан-
ными чувствами, из-за того, напри-
мер, что их «затрудняла» плата за
учение. Другие, мечтая о военной
карьере своих детей или стремясь
пораньше приобщить их к семей-
ному делу, рассматривали школу
как временное пристанище14. Тем
не менее к 30-м годам XIX века в
трех столичных гимназиях свобод-
ных мест не было, поэтому, чтобы
б)
Первая Санкт-Петербургская
мужская классическая гимназия
(1821-1830 гг., арх. Н. Л. Бенуа,
перестройка и расширение
Благородного университетского
пансиона). Фасад, планы двора
гимназии 1837 и 1893 гг., планы
1-2 этажей
(из книги: Смирнов В. В.
Петербургские школы
и школьные здания. СПб., 2003)
родственника или знакомого за-
числили, нужно было «похлопо-
тать». Не всегда эти хлопоты за-
канчивались удачно, если у проси-
теля не было нужных знакомств15.
Первый Устав 1804 года никак
не регламентировал возраст маль-
чиков, поступавших учиться в
Четвертая (Ларинская) Санкт-Петербургская мужская гимназия на 6-й линии Васильевского острова, д. 15
(1835-1842 гг, арх. А. Ф. Щедрин, перестройка здания Учительской семинарии):
а) фасад, планы 1-3-го этажей, план двора (1841 г); б) современная фотография
(из книги: Смирнов В. В. Петербургские школы и школьные здания)
2 1
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 20 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст