И
стория учебных заведений
24
согласно правилам Санкт-Петер-
бургской
гимназии
1823
года
подъем, «оправление» кроватей,
умывание, одевание, поход строем
в классы и т. д. ученики должны
были совершать по специальным
сигналам и «наблюдая молчание».
Во время урока звонки звенели
минимум пять раз: по первому сиг-
налу нужно было вынимать из сто-
лов тетради и книги, по второму
начиналась лекция, по третьему она
заканчивалась и ученики кланя-
лись выходящему преподавателю,
по четвертому - собирали свои
вещи и ждали пятого, по которому
можно было выйти из класса. В
столовой во время обеда звонили
восемь раз: сначала гимназисты
занимали свои места, потом про-
износилась молитва, по третьему
звонку садились за столы, по чет-
вертому подавали кушанья, а по
пятому чтец начинал чтение. Стре-
мясь упражнять мысль юных вос-
питанников и во время поглоще-
ния пищи, начальство гимназии
предписало читать «исторические
книги или путешествия». За дис-
циплиной наблюдал инспектор, чья
кафедра стояла тут же, в столовой;
нарушителей (запрещалось «ссу-
жать друг друга приборами, тарел-
ками, хлебом.
.. требовать чего-
либо от служителей.
.. брать в кар-
маны со стола хлеб») лишали обе-
да. После окончания трапезы по
первому звонку вставали из-за
столов, по второму снова читалась
молитва, по третьему строем шли
во двор или в сборную комнату49.
Судя по всему, у гимназистов в
ушах должен был стоять постоян-
ный колокольный звон. Однако
никто из мемуаристов не упоми-
нал об этих сигналах. Может быть,
от них со временем отказались.
Впрочем, есть и другое объяснение.
Возможно, они настолько прочно
вошли в пансионерский быт, что
стали неким естественным фоном,
чем-то самим собой разумеющим-
ся, на что уже не обращали внима-
ния. Не случайно один из бывших
воспитанников Второй гимназии,
А. С. Вирениус, обмолвился, что у
учеников разных школ ежедневной
муштрой были выработаны стой-
кие поведенческие рефлексы: «Ав-
томатизм поведения достиг к кон-
цу курса до необычайной степени.
Мы не только просыпались в опре-
деленную минуту, надевали, при
Портрет С. С. Уварова
(в мундире министра народного
просвещения).
Неизвестный художник. Ок. 1834 г.
закрытых глазах, сперва правый, а
затем левый носок, сперва правую,
потом левую подтяжку, закидыва-
ли на левое плечо полотенце, а в
правую руку хватали зубной поро-
шок и т. д., - этого мало: мы даже
говорили одни и те же остроты за
чаем, одинаково встречали гувер-
неров, одинаково садились, ходи-
ли, стояли, строились и пр. .
..В уни-
верситете отличали часто по внеш-
нему виду и манере обращения
пансионеров II гимназии от панси-
онеров III, I и других гимназий»50.
Присмотримся теперь повни-
мательней к тому, что представлял
собой учебный процесс, который
отнимал у гимназистов столько
времени и сил. По Уставу 1804 года
в школах изучались математика,
физика, история, география, ста-
тистика, философия, изящные на-
уки, политическая экономия, есте-
ственная история, технология,
коммерческие науки, латынь, не-
мецкий и французский языки, ри-
сование51. В Санкт-Петербургской
губернской гимназии по инициа-
тиве попечителя округа графа
С.
С. Уварова учебный план был из-
менен уже в 1811 году: политэко-
номия, коммерческие науки, фи-
нансы, эстетика и философическая
грамматика были признаны «весь-
ма вредными» для гимназистов,
так как их изучение требовало
«зрелого
и
предуготовленного
ума». Вместо этих дисциплин было
предложено изучать закон Божий,
греческий язык, русский язык и
отечественную словесность52. Ус-
тав 1828 года утвердил эту про-
грамму для всех гимназий импе-
рии, добавив чистописание и чер-
чение. Греческий изучался по же-
ланию; только в одной гимназии
города (в Петербурге такой стала
Третья) этот предмет являлся обя-
зательным53.
По
утверждению
А. Родионова, учившегося во Вто-
рой гимназии, «за преподаванием
и степенью успешности занятия
учеников наблюдения не было;
всякий учитель преподавал, что
хотел и как хотел, программ не
Образцовые проекты учебных зданий первой трети ХК в.
(1830 г, арх. А. Ф. Щедрин).
(Из книги: Смирнов В. В.
Петербургские школы и школьные здания)
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 23 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст