И
стория учебных заведений
Докладная записка попечителя Петербургского учебного округа
П. А. Строганова товарищу министра народного просвещения
М. Н. Муравьеву об открытии в С.-Петербурге губернской гимназии
(РГИА. Ф. 733. Оп. 20, д. 23. Л. 30).
Опубликована: Начальное и среднее образование
в С.-Петербурге XIX - начало ХХ века: Сб. документов. СПб., 2000. № 4
Нередко старшеклассники учи-
лись «избирательно», с учетом соб-
ственных способностей и склонно-
стей. По словам В. П. Острогор-
ского, юношам «предоставлялась
полная свобода заниматься и де-
лать с собой, что угодно.
.. Правда,
большинство наполняло свой до-
суг беспросыпным сном или бить-
ем баклуш; но кто хотел читать и
умел добывать книги, тот читал»88.
Отношения с учителями станови-
лись мягче, да и состав педагогов в
1У-УП классах менялся: там обыч-
но преподавали более компетент-
ные и профессиональные люди.
Так, бывший ученик петербургской
Ларинской гимназии П. Полевой,
описывая свои «отрадные» впечат-
ления от перехода в четвертый
класс, утверждал: «Мне показа-
лось, что меня из темного, душно-
го и сырого подвала переместили в
просторную, чистую и светлую
квартиру.
.. До такой степени успе-
ли мне надоесть.
.. учителя млад-
ших классов - народ, большей час-
тью, безличный, серенький, попол-
няемый какими-то педагогически-
ми неудачниками или иноземцами
весьма сомнительного качества»89.
За провинности старшеклассников
обычно уже не секли, а сажали в
карцер. Правда, в некоторых слу-
чаях молодым людям предлагали
выбор: подвергнуться телесному
наказанию или «выйти из гимна-
зии». Многие в такой ситуации
выбирали первый вариант; те же, в
ком просыпалось чувство собствен-
ного достоинства, покидали шко-
лу90. Основанием для исключения
могла быть драка, оскорбление
фельдшера или учителя, посещение
сбитенной лавки во время уроков91.
Однако на такие крайние меры на-
чальство гимназий пускалось неча-
сто. Как объяснял это А. Г. Авсеен-
ко, выпускник Первой гимназии,
«учебные заведения.
.. держались
правила, что дети даны им счетом,
и счетом должны быть возвращены
родителям и обществу»92.
Необходимо отметить, что жа-
ловаться гимназистам на грубость
или несправедливость учителей и
воспитателей было некому, да и бес-
полезно. Идеалом поведения для
учеников всех возрастов было бес-
прекословное повиновение взрос-
лым, а любые попытки хоть какого-
то противодействия «считались
делом неслыханной дерзости и буй-
ства»93. Что касается родителей, то
большинство, по-видимому, разде-
ляло школьные методы воспитания,
а некоторые даже сами просили
высечь своих сыновей для остраст-
ки. Другие «веровали в педагоги-
ческую непогрешимость школы»94
и, сами пройдя в детстве через по-
добные испытания, считали их нор-
мальным явлением, так как с мало-
летства, по их мнению, молодым
людям нужна «надлежащая вып-
равка»95. Те же взрослые, которые
были по каким-то причинам не со-
гласны с гимназическим режимом,
не имели никаких механизмов воз-
действия на школу: в кабинеты на-
чальников они могли входить толь-
ко в качестве просителей. Пресло-
вутая «выправка» достигалась зача-
стую слишком дорогой ценой - це-
ной унижения человеческого дос-
тоинства и утраты индивидуально-
сти. Порядок в гимназиях поддер-
живался неукоснительно: «в здании
нельзя было найти пылинки, одеж-
да у воспитанников всегда была оп-
рятна, за незастегнутую пуговицу
оставляли без обеда, волосы были
выстрижены и причесаны»96. Одна-
27
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 26 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст