дая гимназия отличалась по коли-
честву петлиц на воротнике и цве-
ту кантика на фуражке. Носить пет-
лицы разрешалось только самым
достойным ученикам с особого раз-
решения попечителя округа116. Уче-
ники Первой гимназии имели две
золотые петлицы и красный кант на
тулье, Второй - две серебряные и
белый кант, Третьей - одну золотую
петлицу и синий кант, Четвертой -
одну серебряную и зеленый кант. В
Пятой гимназии носили фуражки
с желтым кантиком. Уличная одеж-
да школьников состояла из серых
шинелей, подбитых зеленой бай-
кой. Зимой можно было за свой
счет положить шинели на вату и
приобрести меховой воротник117.
Государь Николай Павлович пер-
вым делом устраивал ученикам
смотр, а затем обычно посещал от-
дельные классы, и для гимназистов
считалось «особенной честью и
счастьем отвечать при нем урок»118.
Некоторые учителя при этом, ко-
нечно, хитрили, требуя, чтобы «при
входе царя в класс после здорова-
нья и приказания садиться, лучший
ученик не садился, а готовился бы
отвечать урок, как будто перед тем
вызванный.
..»119. Иногда император
задавал воспитанникам
весьма
«глубокомысленные» вопросы типа
«Эзоп ли я?» или «В спине у тебя
пусто или много?»120. Если ученик
мямлил и запинался, Николай мог
быстро потерять терпение, обозвать
несчастного «дураком» и уехать
прочь121. В том случае, когда все
проходило удачно, после уроков
гимназистов собирали в актовом
зале, и там начиналось «неформаль-
ное общение». Монарха обступали
младшие: «кто хватает Его за ноги,
кто за руки, некоторые стараются
лезть к нему на спину. Он стоит не-
колебимо с улыбкой на устах, берет
двух самых маленьких к себе на
руки, и они целуют Ему рукава
сюртука, эполеты и воротник». За-
тем «царственного гостя» «густой»
толпой с криками «ура» провожа-
ли к сеням, подавали шинель, кало-
ши, вырывали из султана на память
перышки, окружали лошадей и эки-
паж122. Все это еще долго со всеми
тория учебных заведений
подробностями обсуждалось учи-
телями и учениками, но особую ра-
дость доставляло гимназистам вы-
сочайшее разрешение распустить их
на несколько дней по домам.
Однако такие знаменательные
события в жизни воспитанников
случались довольно редко. В обыч-
ные дни скука и отсутствие впечат-
лений неизбежно порождали детс-
кие шалости. Некоторые из них
были более или менее невинными,
когда учительский стул измазывал-
ся мелом, а кафедра чернилами
(иногда на эту кафедру ставили ис-
пачканные фигурки, сделанные из
хлебного мякиша), когда бросали
друг в друга и во входящего в класс
наставника бумажными стрелками,
хлебными шариками или кусками
мела, а в спальнях устраивали «бе-
нефис»
дежурному
гувернеру:
«лежа в кроватях, начинали свис-
теть, мяукать, лаять и т. д.»123. В то
же время некоторые выходки гим-
назистов могут шокировать даже
сегодня. Например, пансионеры ве-
чером, погасив лампу, «гурьбой на-
падали на гувернера и вымазывали
ему лицо чернилами или обрезыва-
ли фалды»124, перед уроком могли
поставить на кафедру перед лицом
потрясенного учителя снятые сапо-
ги125. Очевидно, такие дикие поступ-
ки являлись оборотной стороной
жесткого казарменного режима.
Психологически это очень понятно:
находясь постоянно в состоянии
сжатой пружины, молодые люди
при малейшей возможности давали
таким образом выход накопившей-
ся энергии и отрицательным эмоци-
ям. Как написал по этому поводу
А. С. Вирениус, «жизнь была до того
однообразна, монотонна, тосклива,
что, случалось, готов был выкинуть
какую-нибудь шутку, сделать скан-
дал, лишь бы хоть на минуту выр-
ваться из этого отупляющего, мерт-
вящего спокойствия»126.
Чем ближе были выпускные
экзамены, тем чаще гимназисты,
как и нынешние школьники, заду-
мывались о своем будущем. Кого-
то из них ждали университетские
аудитории, кого-то - гражданская
или военная служба. Однако в лю-
бом случае молодые люди, которых
гимназия выпускала во взрослую
жизнь, по их собственным оценкам,
имели об этой жизни весьма смут-
ное представление, поскольку дол-
гие семь-восемь, а то и больше лет
были отгорожены от нее неприступ-
ной школьной стеной. Газет они не
читали, разговоров о политике не
вели, преподавание же истории
было поставлено таким образом, что
XIX столетие являлось перед ними
«в густом тумане», что «не служи-
ло в пользу.
.. правильных отноше-
ний к действительности.
..»127.
В первой половине XIX столе-
тия были заложены нормы и тра-
диции повседневной жизни гимна-
зий, многие из которых лишь с не-
большими изменениями просуще-
ствовали вплоть до революции. На
первом этапе становления гимна-
зического образования, в Алексан-
дровскую эпоху, гуманные просве-
тительские идеи Устава 1804 года
довольно быстро вошли в проти-
воречие с «грубой» реальностью. К
тому же гимназии испытывали ос-
трый дефицит не только финансо-
вых средств, но и квалифициро-
ванных учителей. В Николаевское
царствование произошло еще боль-
шее ужесточение школьного режи-
ма, в котором, как в капле воды,
отражалась система ценностей рос-
сийского общества. С самого дет-
ства гимназисты осознавали иерар-
хичность окружающего их мира, в
котором каждый должен был знать
свое место. В молодых людях куль-
тивировались не только вернопод-
даннические чувства, но и чинопо-
читание, безусловное подчинение
любым приказаниям начальства.
Жесткость гимназических нравов,
иногда доходившая до жестокос-
ти, также была отражением нико-
лаевского времени с его муштрой,
казарменным духом и бесправием.
Школа всегда была и остается
чутким барометром общественных
настроений и предпочтений. Но-
вый этап в развитии гимназий на-
ступил только в 50-60-е годы
XIX века, когда началась подготов-
ка и проведение либеральных ре-
форм Александра II.
1
Начальное и среднее образование в Сакнт-Петербурге. XIX - начало XX века: Сб. документов. СПб., 2000. № 4.
2
За сто лет: Воспоминания, ст. и материалы. Пг., 1923. С. 75.
3 Устав 1804 г. / / Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXVШ. № 25.501. § 15, 58; Устав 1828 г. / /
Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1830. Т. 3. № 2502. § 150.
2 9
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 28 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст