И
стория заводов
сотрудник Тейфеля - вместе с мо-
лодым архитектором Павлом Али-
шем, сотрудником известного про-
фессора академии Рахау.
С финансовой стороны успеху
работ фирмы помог кредит от бан-
кира Эдуарда Магнуса Мейера,
успешного «self-made-man» и опе-
куна жены Карла17, которому нра-
вились смелость и идеи Винклера.
Потомки
вспоминают,
что
фирма Винклера свой первый за-
каз получила «от соседа» - от цир-
ка Чинизелли, находившегося по-
близости от мастерской. До Первой
мировой войны на куполообразной
крыше здания цирка был виден
большой железный флагшток - из-
делие мастерской Винклера.
К сожалению, отсутствует пол-
ный перечень (Werksverzeichnis)
работ фирмы, но даже известные
примеры убеждают в том, что мас-
терская и завод Винклера внесли
значительный вклад в строитель-
ство и архитектуру Петербурга.
Кроме упомянутого выше ар-
хитектора Рахау и другие, не ме-
нее знаменитые, его коллеги иска-
ли и находили возможность со-
трудничества с Карлом Винкле-
ром, признавая и уважая его спо-
собность проникновения в интере-
сы и представления заказчика, его
надежность,
высокий
художе-
ственный вкус. Упомянем таких
маститых
специалистов,
как
Г. Д. Грим, В. В. Шауб, И. С. Кит-
нер, В. А. Шретер, Р. А. фон Гедеке,
М. Е. Месмахер и другие.
Слава мастера и его фирмы
достигла дворцовых и дворянских
кругов. Первым заказал для свое-
го дворца на Исаакиевской площа-
ди замечательные по красоте пери-
ла лестницы в стиле Людовика XVI
князь фон Лейхтенбергский. Вы-
полнены они были по образцу зам-
ка «Трианон» в Версале, Франция.
В 1882 году фирма получила
на Всероссийской выставке в Мос-
кве первую золотую медаль. На
этой выставке великий князь Вла-
димир купил канделябр для свое-
го нового дворца, который он со-
бирался построить на Дворцовой
набережной.
Великий князь Алексей также
заказал для своего дворца на набе-
режной Мойки большую уличную
решетку, железную конструкцию
главного ее портала и кованые де-
тали интерьера.
В итоге Карл Винклер сделал-
ся поставщиком двора его величе-
ства и смог использовать на своей
продукции изображение Россий-
ского герба.
Из многочисленных работ, вы-
полненных18 для царского двора в
те годы, наиболее интересным, на
наш взгляд, является заказ на все
металлические украшения в новых
частных комнатах Николая II: в
библиотеке, на лестничной клетке,
в кабинете. Об этом очень успеш-
ный предприниматель с гордостью
сообщал своей сестре в письме от
6 ноября 1895 года, упоминая при
этом неприятные для него обстоя-
тельства, связанные с учебой в
юные годы:
Кабинет Николая II в личной
половине Зимнего дворца
с железными орнаментами
на двери и люстре
«У меня теперь много работы
для частных покоев царя, так как
его кабинет и его библиотека уст-
раиваю т ся в готическом стиле.
Мы производим все с крепления
(Beschläge) для дверей, окон и шка-
фов, люстр, канделябров и т. д.
Даже для лампы над его письмен-
ным столом.
..Если бы мои дорогие
учителя могли посмотреть на меня,
то они убедились бы, что их любез-
ные прогнозы пока не исполнились.
Один из них даже предсказывал
мне, что умру в тюрьме или на ви-
селице, так как мне не хотелось
учить латинские слова. Это был
профессор Вильд».
У повзрослевшего же мастера
Карла Винклера было теперь толь-
ко одно большое разочарование: он
не получил заказа на изготовление
решеток частного сада для семей-
ства царя, располагавшегося меж-
ду зданиями Зимнего дворца и
Адмиралтейства. Россия предста-
вила макет, сделанный фирмой
Винклера по плану придворного
архитектора Р. Ф. Мельцера, на
Всемирной выставке в Париже. Но
из реализации проект Винклера
был исключен.
Кроме больших проектов фир-
ма удачно выполняла и некоторые
новомодные заказы. Так, в эти годы
очень модными стали кованые ак-
сессуары для квартир и домов.
Расположение же мастерских на
Васильевском острове неподалеку
от Смоленского русского и люте-
ранского кладбищ, помогло приоб-
рести заказы на кованые надгроб-
ные решетки и склепы-павильоны,
которые в то время тоже стали
модными.
В каталогах своей фирмы Карл
Винклер всегда подчеркивал, что
основное внимание в своей дея-
тельности уделяет ковке. Эти ка-
талоги и сегодня могут быть полез-
ны художникам и реставраторам,
но особенного внимания требует
каталог, обложку которого Карл
Винклер19 нарисовал сам, выражая
при этом кредо фирмы и свое ми-
роощущение и самопонимание.
На этой обложке, помимо тек-
ста и рисунков мастерских и образ-
цов кованых изделий, показаны
виды двух городов, близких серд-
Обложка каталога фирмы 1896 г.,
нарисованная К. Винклером
35
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 34 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст