с
ады и парки Петербурга
42
Согласно шведской карте 1698
года, территория нынешних Летне-
го сада,
садов
Михайловского
дворца и Михайловского замка
принадлежала шведскому ротми-
стру (по другим данным - майо-
ру) Конау4. Находившееся ближе
к Неве и Фонтанке его поместье
«Усадищо» - в финском варианте
Удисса (и&ББа) - с разведенным
голландским садом («в 1701 г. оно
называлось
Коновым
двором
[КопоуШоГ]»)5 после взятия этих
земель русскими войсками Петр
Великий оставил за собой, а сосед-
нее имение «Перузина» подарил
своей супруге Екатерине. Террито-
рия для разбивки собственного
сада императрицы простиралась
между нынешними Фонтанкой и
каналом Грибоедова. Прежде чем
обживать этот участок, надо было
его осушить, так как на месте ны-
нешнего храма «Спас на Крови»
находилось большое болото. Из
него вытекали две небольшие реч-
ки: на месте нынешнего канала Гри-
боедова - Кривуши (Кривуша) и
Мойка - Мья. В 1711 году Мойку
соединили с Фонтанкой (этим от-
делили владения Екатерины от
владений ее царственного супруга).
Позднее выкопали Красный и Ле-
бяжий каналы - из Мойки в Неву.
Уже на Генеральном плане, из-
данном в Амстердаме и отражав-
шем развитие Петербурга в 1715-
1716 годах, территория нынешне-
го Михайловского сада изображе-
на прямоугольным участком с ре-
гулярной планировкой. О том, что
работы в саду велись в 1719 году,
«как видно из подряжанья 300 елей
к посадке в феврале и марте», пи-
сал историк П. Н. Петров6.
Вновь созданный сад первое
время назывался «сад за малень-
кой речкой» или «императрицын»,
но еще чаще его называли «шведс-
ким». Позднее за ним на целое сто-
летие закрепилось название «Тре-
тий Летний сад». Произошло оно
следующим образом. Нынешний
Летний сад в петрово время делил-
ся на две части, и был даже прорыт
разделительный
канал
между
ними. Эти части назывались Пер-
вым и Вторым Летними садами.
Продолжая нумерацию, «императ-
рицын» сад получил имя «Третий
Летний сад». Был и «Четвертый
Летний сад», так иногда называли
Итальянский сад за Фонтанкой.
Екатерина I с арабчонком.
Гравюра И. Адольского
и А. Зубова. 1873 г.
Как писал Т. Б. Дубяго: «Ар-
хитектура этой усадьбы была мало
изучена, т. к. последующая пере-
планировка третьего Летнего сада
в пейзажном стиле полностью ви-
доизменила первоначальную пла-
нировку. А между тем уже в начале
ХУШ
в.
этот
сад
составлял
неотъемлемую часть центрального
садового ансамбля»7.
По указанию Екатерины I ра-
бочие приступили к строительству
ее личной резиденции. Построена
она была на том месте, где позднее
великий Росси выстроил павиль-
он или несколько в стороне. Она
представляла собой маленький
дворец, увенчанный золотым шпи-
лем с фонариком. В историю тот
дворец вошел под именем «золо-
тые хоромы». О нем известно мало.
Так, в полном описании строений
Петербурга за 1736 год сказано:
«Оный дворец куплен или постро-
ен - такого в сказке не написано».
Как писала Татьяна Дубяго: «Мож-
но предположить, что “золотые хо-
ромы” перестроены из первоначаль-
но стоявшего здесь старого шведс-
кого дома»8. Имя зодчего, перестро-
ившего или построившего этот дво-
рец, осталось неизвестно. Датиров-
ка его строительства в источниках
разнится: одни относят его к 1711-
1712 годам, другие - к 1713-1714
годам и даже - к 1715 году.
В уже упомянутой полной опи-
си строений царских дворцов 1736
года сказано: «По реке Мойке хо-
ромы деревянные, которые имену-
ются золотой зал, в том зале стены
обиты доверху золочеными кожа-
ными листами, потолок подбит
живописным холстом токмо оный
холст ветх.
.. В том же зале вокруг
по стенам для пригожества панель-
ные рамы сосновые выкрашены»9.
Другим источником описания
дворца послужил постоянно цити-
руемый и незаменимый для опи-
сания Петербурга Петровской эпо-
хи дневник камер-юнкера Берх-
гольца. В записи от 11 июля 1721
года дано описание и сада, и двор-
ца. «По окончании этого визита (к
кн. Долгорукову. -
И. П.)
герцог
отправился обратно на своей бар-
ке и потом ходил в сад царицы, ко-
торый недалеко от дома его высо-
чества. Он разведен очень недав-
но, и потому в нем ничего еще не
было смотреть, кроме уже доволь-
но больших деревьев. Нет сомне-
ния, что со временем он будет весь-
ма хорош, потому что царица лю-
бит великолепие, да и места до-
вольно, чтобы сделать что-нибудь
порядочное. Граф Пушкин, быв-
ший с нами, водил его высочество
в маленький домик, находящийся
на северной стороне этого сада, и
когда мы осмотрели его внизу, про-
сил нас взойти на чердак, откуда
видна большая часть Петербурга.
Осмотрев этот небольшой, но кра-
сивый домик, в котором прекрас-
ная танцевальная зала, его высоче-
ство поехал домой»10.
Не напрасно дворец был назван
«золотыми хоромами» - вся внут-
ренняя отделка его помещений
сверкала золотом, и фонарик на
«Шпранделе» был позолочен.
После смерти Екатерины I до
1743 года дворец, возможно, не
ремонтировался. В 1743 году им-
ператрица Елизавета Петровна
приказала привести дворец своей
матери в порядок, но, вернее всего,
этот приказ не был исполнен, по-
тому что в 1768 году Екатерина II
велела сломать «при летнем двор-
це золотые палаты», пришедшие к
тому времени в ветхое состояние.
В этом саду отсутствовали за-
теи, устроенные в Первом и Вто-
ром Летних садах при Петре Вели-
ком. Во многих изданиях подчер-
кивается хозяйственный характер
«императрицына» сада. Он напо-
минал московские усадьбы того
времени, составной частью кото-
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 41 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст