Са
ады и парки Петербурга
рых были различные огороды и
плодовые деревья11. В саду были
построены оранжереи, конюшни,
амбары, дома садовников, помеще-
ния для хранения заморских вин.
От дворца к служебным строени-
ям проведены были «огибные до-
роги». В оранжереях для царского
стола выращивались персики, ви-
ноград, ананасы и другие экзоти-
ческие фрукты и овощи.
Украшением сада были «огиб-
ные», или крытые дороги. Боль-
шинство из них находилось на тер-
ритории нынешнего Михайловско-
го сада. Что же такое эти «огибные»
дороги? На аллее крепился каркас
из деревянных дуг, соединенных
продольными связями. По обеим
сторонам каркаса высаживались
ряды деревьев, ветви которых при-
вязывали проволокой к деревян-
ной основе, создавая зеленый свод.
Крытые дороги украшались трель-
яжами12.
На берегу Мойки была постро-
ена беседка на круглых столбах,
которая являлась точной копией
беседки, сооруженной на берегу
Невы в Первом Летнем саду. Вся
территория была обнесена высокой
каменной стеной с воротами, вы-
ходившими к нынешней Манеж-
ной площади. Эту ограду «с пиля-
страми вышиной в 4 аршина» вок-
руг Третьего Летнего сада спроек-
тировал Илья Сурмин. В саду была
хорошо оборудованная пристань
со спуском к реке.
Первоначально попасть в сад со
стороны Марсова поля (тогда Ца-
рицына луга) можно было через
особый подъемный мост около
Красного канала, но в 1723 году че-
рез Мойку был перекинут наплав-
ной мостик, соединивший «проме-
над» (дорогу для прогулок), прохо-
дивший перед дворцом Екатерины,
с Первым и Вторым Летними сада-
ми. Этот мост упоминается у Берх-
гольца: «.
..его королевское высоче-
ство.
.. отправился прямо в сад им-
ператрицы и там ждал приезда вы-
сочайших особ, которые и прибы-
ли в 6 часов. Императрица и прин-
цессы приехали водою, а император
пришел пешком из своего летнего
дворца по недавно устроенному
мосту, который ведет через канал от
этого дворца к саду императрицы и
таким образом, по возможности,
соединяет оба сада»13
При Кабинете государя в 1710
году была образована Садовая кон-
тора, занимавшаяся покупкой и
выписыванием из-за границы рас-
тений для садов Петербурга. Часть
из них пересылалась в Москву. Кро-
ме того, Кабинет выписывал и ар-
хитекторов. В документах Садовой
конторы о Карле Растрелли гово-
рилось, что он «умеет планы огоро-
дам (садам) и фонтанам делать.
резать на самых крепких камнях
статуры и всякие притчи, лить вся-
кие статуры и фигуры из меди, из
свинца и из железа какой бы вели-
чины ни были.
делать через соста-
вы всяких цветов мраморы.»14.
Заинтересовавшись работами
признанного европейского масте-
ра, Петр I пригласил в Россию ар-
хитектора Жана Батиста Леблона
(1679-1719), ученика Ленотра, со-
здателя садов Версаля. В 1716-
1717 годах Леблон выполнил гене-
ральный план всех трех Летних са-
дов и Марсова поля (тогда Боль-
шого луга). На плане территория
нынешних Михайловского дворца
и Инженерного замка хоть и счи-
талась единым целым, но было
явно различимо деление на два са-
мостоятельных участка. На восточ-
ном участке (территория Инже-
нерного замка), на берегу Мойки,
в створе двух Летних садов, дол-
жен был быть построен Большой
дворец, вокруг которого разбивал-
ся обширный регулярный сад с
фонтанами, бассейнами и узорны-
ми цветниками. Совершенно ина-
че выглядел западный участок (ны-
нешний Михайловский сад). Пря-
мые аллеи и ровные ряды деревь-
ев говорили о том, что это была
уже не парадная часть, а хозяй-
ственная - с ровными посадками
плодовых деревьев. Там же был
изображен фигурный водоем15. На
плане 1720-х годов, названном
«шведским», ясно видно, что на за-
падном участке план Леблона был
полностью воплощен в жизнь. И не-
смотря на это, деятельность Лебло-
на в России потерпела фиаско.
Пышность и причудливость
стиля «французского» сада отрази-
лась в создании необычной искус-
ственной природы - геометричес-
ки стриженых деревьев и кустар-
ников, трельяжей, больших глад-
ких зеркал бассейнов в изящных
резных каменных рамах, партеров
- затейливых рисунков цветников.
Особенно характерной была скуль-
птура, щедро украшавшая парки и
сложные живописные формы пар-
ковых фонтанов16.
Как писал Д. С. Лихачев, «в дет-
стве Петр I привык к московским
садам, испытавшим сильное влияние
голландского барокко.
Петру не
многое пришлось менять (в Петер-
бурге. -
И. П.)
в привычном для него
43
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 42 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст