с
ады и парки Петербурга
44
садовом обиходе. Он любил в петер-
бургских садах то, к чему привык в
московских, и сохранил свое при-
страстие к голландскому стилю са-
доводства, в частности любовь к
цветам. Он добавил только скульп-
туры, украшая ими сады, те же ла-
биринты, которые были ему знако-
мы по Измайлову»17.
Обратимся к голландским са-
дам. «Характерная черта голланд-
ских садов - их пышная раститель-
ность, скрывавшая дом хозяина,
который к тому же обычно не за-
нимал центрального положения, а
располагался сбоку, в углу сада, с
фасадом сплошь закрытым деревь-
ями»18. Это давало частям сада са-
мостоятельность. Гуляющие в нем
чувствовали себя в большом уеди-
нении, так как их не было видно из
дворца. Еще одной отличительной
чертой голландских садов было
обилие цветов, по большей части
- тюльпанов.
Прибыв в Россию, Леблон
привез с собой французский стиль,
отображенный им в многочислен-
ных проектах. Д. С. Лихачев счи-
тал, что неудачи Леблона в осуще-
ствлении его проектов заключа-
лись в несоответствии их «“голлан-
дским” вкусам Петра, в частности
его любви к цветникам»19. Во вре-
мя своих посещений Франции
Петр Великий побывал во многих
знаменитых садах, но они его не
взволновали, ему был чужд стиль
французского классицизма, а заин-
тересовала его в основном фонтан-
ная техника20. Но всему свое вре-
мя, и французский стиль пришел
на берега Невы: то, что не устрои-
ло Петра I в планах Леблона, ока-
залось вполне созвучно душе Ели-
заветы Петровны в работах Рас-
трелли.
До наших дней дошло мало
имен простых работников, трудив-
шихся в первые годы зарождавше-
гося города, создававших его сво-
ими руками. Поэтому ценны каж-
дые упоминания о них. Так, в Тре-
тьем Летнем саду работал Иван
Яковлев, и ему в 1726 году было
присвоено звание садового масте-
ра. В том же саду в 1731 году рабо-
тал Борис Сидоров.
Системы прямоугольных пру-
дов, которыми позднее любовался
Павел I, при жизни Петра Велико-
го и Екатерины I в саду еще не су-
ществовало, что подтверждается
планом города 1725 года, на кото-
ром они отсутствовали. Впервые
они появились лишь на плане
1738 года.
При императрице Анне Иоан-
новне Третий Летний сад изменил
профиль: «овощной огород» был
перенесен в служебную часть Ита-
льянского сада, на место нынешней
Мариинской больницы. На месте
же огорода императрица Анна, боль-
шая любительница охоты, осуще-
ствила мечту Петра Великого -
устроила «ягд-гартен». Вот как
сама императрица определила на-
Анна Иоанновна.
Художник Г. Бухгольц
значение такого сада в своей резо-
люции на докладе Комиссии о пе-
тербургском строении 12 декабря
1739 года: «Позади нашего
третье-
го огорода
к Проспективе, которая
идет от погребов, подле Слоново-
Выкопировка из плана 1738 г
го двора на порожнем месте сделать
ягд-гартен
(парк) для гоньбы и
стреляния оленей, кабанов и зай-
цов; и для того оное место израв-
нять и насадить деревьем, оставя
Проспективы так, как на плане
изображено и, в средине, сделать
галерею деревянную на каменном
фундаменте, а против дорог камен-
ные стенки»21. При Анне горожанам
доступа в сад не было, за исключе-
нием «имевших приезд ко двору».
План Петербурга собирались
составлять очень долго, лишь пожа-
ры 1736 и 1738 годов, уничтожив-
шие 2/ 3 столицы того времени, под-
толкнули к этому. 9 июля 1737 года
вышел указ «О начертании верного
плана Санктпетербургу». План, со-
ставленный
под
руководством
лейб-гвардии капитан-поручика
И. фон Зихгейма, был «снят с нату-
ры астролябической съемкой», но,
попав в Комиссию от строений,
подвергся переработке, и в него
были внесены предполагаемые улуч-
шения и изменения. Таким образом,
как считал П. Н. Столпянский, «к
данному плану нужно относиться с
большой осторожностью».
На выкопировке из
плана
1738 года мы видим, что на участ-
ке от Невского проспекта вплоть
до забора царских садов перед
нами «болотистый лес в достаточ-
ной степени вырубленный». Перед
самой стеной обозначены здания,
которые (как предполагал П. Н. Стол-
пянский) являлись грунтовыми са-
раями, «в которых росли влади-
мирские и шпанские (испанские)
вишни, абрикосы, персики». Далее
был сад, в котором примечатель-
ны 5 искусственных прудов, сре-
динный из них один был больше
других, и они (если верить плану)
были геометрически четко распла-
нированы. Пруды были вырыты с
целью осушения данной местнос-
ти; вода из них употреблялась для
поливки сада, и в них же содержа-
лась живая рыба, привозимая с
Волги, Каспия и Дона. Преимуще-
ственно это была стерлядь. Боль-
шой пруд был подобен Карпиеву
пруду в Летнем саду. Здание на
берегу Мойки, возможно, и есть
те самые «Золотые хоромы».
Одним из элементов музы-
кального воздействия на человека
было пение птиц. В старинных са-
дах их или содержали в клетках,
или привлекали в сад кормом и
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 43 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст