с
ады и парки Петербурга
46
Рассмотрим поподробнее Лет-
ний дворец Елизаветы Петровны.
Он был выстроен в 1741-1745 годы
на территории, соседней с Треть-
им Летним садом, в том месте, где
Мойка вытекает из Фонтанки, по
проекту В. Растрелли. Идея созда-
ния дворца принадлежала Анне
Иоанновне, но с закладкой затяну-
ли, и это событие произошло толь-
ко 24 июня 1741 года, то есть уже
после ее смерти33. Во дворце было
160 комнат с богатой внутренней и
внешней отделкой, украшенных
зеркалами, картинами и скульпту-
рой. От Невской першпективы к
воротам дворца с кованой решет-
кой, украшенной золоченым орна-
ментом, вела парадная аллея. За
оградой находилась площадь, окру-
женная дворцовыми корпусами.
Несколько внутренних двориков
дворца представляли небольшие
миниатюрные и изящные садики.
Перед главным фасадом дворца
располагался большой фонтан, ко-
торый украшали позолоченные ба-
рельефы и вазы. Его бассейн окру-
жали мраморные фигуры. Через
Мойку была переброшена галерея-
мост, соединившая территорию
дворца с Первым Летним садом.
Галерея была нарядно оформлена
и отделана живописью и позоло-
той. Исследователь Н. Н. Веснина
обнаружила в архиве чертеж гале-
реи, стилистически полностью со-
ответствующий листам Растрелли.
Установлено, что галерея просуще-
ствовала до конца XVIII века34.
19 октября 1749 года на Не-
вской першпективе сгорел Оперный
дом. Для постройки нового театра
было просмотрено несколько вари-
антов, среди которых предлагалось
начать строительство у «сада-лаби-
ринта», близ нового деревянного
Летнего дворца Елизаветы Петров-
ны. Но этот вариант не прошел35.
Кроме
постройки
дворца
Б. Ф. Растрелли перепланировал
сад в регулярном стиле. Им были
созданы крестообразные аллеи,
окаймленные фигурными стриже-
ными деревьями, узорчатые клум-
бы и цветники, были поставлены
мраморные статуи, построены па-
вильоны и беседки, полы которых
выстилались мраморными плита-
ми. В центре сада устроили круг-
лые качели, карусели и горки,
предназначавшиеся как для зимне-
го, так и для летнего катания. Ин-
Б. Ф. Растрелли.
С портрета Ротари
тересным было устройство карусе-
лей: вокруг большого дерева уста-
навливались вертящиеся скамей-
ки; в кроне же дерева ставилась
беседка, в которую можно было
попасть по винтовой лестнице. Сад
принял пышный и помпезный вид.
Работы Растрелли нарушили изо-
лированный характер ансамбля и
связали бывшую усадьбу Екатери-
ны I с новым парковым комплек-
сом на месте нынешнего Инженер-
ного замка. Внутренняя планиров-
ка Третьего сада в то же время со-
хранила свои прежние черты36.
По предположению П. Н. Стол-
пянского, в конце 40-х годов XVIII
века на еще пустовавшем простран-
стве между Третьим садом и Лет-
ним дворцом были выкопаны два
парных пруда, а между ними и
Мойкой был разбит цветник), по-
лучивший название «Променад».
Все это хорошо видно на выкопи-
ровке из плана Махаева 1753 года.
Лабиринт, изображенный на этом
чертеже, по мнению П. Н. Столпян-
ского, возможно, только проекти-
ровался, но не был построен, так как
сведений о нем того периода не со-
хранилось. Еще одной фантазией
Махаева на чертеже явились бере-
га Кривуши, «обделанные в канал».
Обратимся к объекту, которо-
го также коснулась рука великого
Растрелли, - зданию «мыльни». В
1745 году на берегу Мойки была
построена баня, или, как тогда ее
называли, мыльня, представляв-
шая собой точную копию петер-
гофской бани. Но вскоре, по рас-
поряжению Елизаветы Петровны,
баня была переделана по проекту
Растрелли. Здание приобрело на-
рядный вид. Оно было украшено
скульптурой и живописью. Вода в
мыльню подавалась из Мойки, для
чего на берегу была установлена
водоподъемная машина «видом
люстгаузом или галереей». Много
лет спустя, в 1949 году, при про-
кладке газовых труб в Михайлов-
ском саду в выкопанной для этого
траншее, шедшей параллельно те-
чению Мойки, были обнаружены
остатки фундамента неизвестного
сооружения. Можно предполо-
жить, что именно здесь стояла
баня, построенная Растрелли.
Подводя итоги работы Рас-
трелли в Третьем Летнем саду, хо-
чется привести отрывки из «Об-
щего описания», составленного са-
мим архитектором о всех зданиях,
дворцах и садах, построенных им с
1716 по 1764 год. Остановимся на
пунктах 53 и 54 того описания.
«53. В новом Летнем саду я
вырыл пруд, большого размера, не-
далеко от дворца, который примы-
кал к новому саду, где одновремен-
но я устроил большой лабиринт из
зелени липовых аллей, замкнутых
оградой из различных деревьев,
украшенной на равных промежут-
ках великолепными мраморными
статуями, а также большой фонтан
с водяной пирамидой и каскадами,
украшенными позолоченными ба-
рельефами и вазами, из которых
били снопы воды, а вокруг этого
большого бассейна было поставле-
но несколько мраморных фигур.
54. В новом саду я устроил по
приказу императрицы большое
здание бань, с большим круглым
салоном и фонтаном в несколько
струй воды, а также с нескольки-
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 45 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст