Са
ады и парки Петербурга
ми апартаментами, приспособлен-
ными для удобства бани, и с не-
сколькими парадными комнатами.
Все это было украшено скульпту-
рой и живописью, великолепно
выполненными»37.
На месте нынешних площади
Искусств и Михайловского двор-
ца находился комплекс оранжерей
и теплиц. Вновь хочется вспомнить
добрым словом Н. Н. Веснину, на-
шедшую чертежи хозяйственного
двора, где, кроме тех построек, были
обнаружены дома двух садовых
мастеров - Шумана и Прокопина, а
также большой прямоугольный
пруд, упомянутый Растрелли в его
работах. Было также установлено,
что не только в саду-лабиринте, но
и в самом Третьем Летнем саду до
конца XVIII века находилась мра-
морная и свинцовая скульптура
(бюсты и статуи)38.
В годы правления Елизаветы
Петровны (как и при Анне Иоан-
новне) вход в Третий сад для про-
стых обывателей был по-прежне-
му под запретом. 19 июня 1756 года
появилось распоряжение о пропус-
ке в сад по воскресеньям лишь ге-
нералитета, послов и чужеземных
министров39.
В царствование Екатерины II
деревянный Летний дворец стал
нежилым и сохранялся лишь как
последний дворец времен Елиза-
веты Петровны, так как все прочие,
ею основанные, были заменены но-
выми или обращены в богоугодные
и другие заведения. От Летнего
дворца почти до самого Екатери-
нинского канала простирался об-
ширный сад с оранжереями и бе-
седками, в темных аллеях которо-
го изредка прогуливалась императ-
рица Екатерина40. На генеральном
плане 1762 года «ягд-гартен» уже
отсутствовал.
Лабиринты являлись необхо-
димой принадлежностью каждого
большого сада XVIII века. «Лаби-
ринтом называлось особое распо-
ложение дорожек и запутывание
их так, чтобы гуляющий заблудил-
ся в них, и с трудом нашел вы-
ход»41. Первоначальное значение
лабиринтов было глубоко фило-
софское: «В средневековых мона-
стырских садиках лабиринты сим-
волизировали сложную и запутан-
ную жизнь человека. Семь смерт-
ных грехов и семь добродетелей
встречали человека на этом пути.
Лабиринты могли означать и кре-
стный путь Христа»42. Ко времени,
в которое великий Растрелли со-
здавал свой лабиринт, смысловое
значение этих «игрушек» измени-
лось: «Значительную роль в садах
Рококо играли лабиринты, имев-
шие на этот раз не столько симво-
лическое, сколько эстетическое
значение. Лабиринт по своим фор-
мам близко стоял к орнаменту ро-
коко, а кроме того, мог служить для
веселых игр, нечаянных встреч,
предлогом для любовного уедине-
ния и т. д.»43.
В составлении проекта сада-ла-
биринта участвовал в 1754 году уже
знакомый нам К. Шредер. Первые
сведения о работах по его созданию
относятся к 30 июля 1764 года, пос-
ледние - к 16 февраля 1784 года44
(«Санкт-Петербургские ведомос-
ти». 1764. № 61; 1784. С. 198), когда
«в отдаленной части сада лабирин-
та нужно было поставить потребное
число березок, ясенику, рябины,
калины, орешнику, клену и можже-
вельнику». При сооружении Ми-
хайловского сада лабиринт Елиза-
веты Петровны с крытыми аллея-
ми был уничтожен45.
С датировкой строительства
этого лабиринта существуют неяс-
ности. Растрелли предложил в ап-
реле 1743 года проект «сада-лаби-
ринта», который должен был про-
стираться в сторону Невского про-
спекта к Итальянской улице46.
П. Н. Столпянский предупреждал:
то, что изображено на махаевском
чертеже 1753 года, лишь фантазия
художника; лабиринт в то время,
возможно, только проектировался.
В списке работ Растрелли, состав-
ленном им самим, охватывавшем
период до 1764 года, говорилось о
сооружении лабиринта к тому вре-
мени как о свершившемся факте.
Откинем еще два года, так как Ека-
терина II отстранила архитектора
от работ почти сразу же после
вступления на престол. У П. Н. Стол-
пянского же было предположение,
что первые работы по строительству
лабиринта относились к концу
июля 1764 года. Думаю, что сомне-
ния П. Н. Столпянского имели под
собой реальную почву.
Еще в 1746 году неутомимый
Растрелли запланировал между ла-
биринтом, двумя фигурными пру-
дами и Мойкой новый парадный
участок с фонтаном и цветниками.
Н. Н. Веснина предполагает, что
этот участок и является тем самым
«висячим» садом, упомянутым у
Георги («с маленьким, едва на две
сажени возвышенным, висящим
садом, занимающим около 10 квад-
ратных сажень, с большими дере-
вьями и беседкою, из которой на
Царицын луг и Неву смотреть
можно»)47.
По западной границе Перузи-
ны, как мы знаем, протекала незна-
чительная речка, которую русские
прозвали «Кривушей» ввиду ее
кривизны. При Екатерине II реше-
но было спрямить эту Кривушу и
на месте речки провести внутрен-
ний канал из Мойки в Фонтанку.
Проект был составлен генералом
Вильбоа. Екатерина согласилась на
необходимость постройки канала
на месте Кривуши, но высказалась
против выпрямления и приказала
вести канал по течению реки48.
Начальная часть нового канала,
ближайшая к Мойке, одно время
носила имя Конюшенного канала.
К тому периоду относится рас-
сказ П. Н. Петрова, связанный с са-
дом: «В день сошествия Св. Духа
(начало июня 1766 г. -
И. П.)
после
божественной службы и обеда было
2- е гулянье в Императорских садах.
Государыня во время прогулки из
3- го сада выходила на место рытья
Екатерининского канала. Осматри-
вая работы, ее величество дошла до
Невского проспекта и уже улицей
прошла в Зимний дворец, а из него
по Неве воротилась в Летний в ис-
ходе 9-го часа вечера»49.
В 1790-х годах Третий Летний
сад представлял собой прямоу-
гольные участки с пятью прудами,
вместо «ягд-гартена» были постро-
ены оранжереи, теплицы и грунто-
вые сараи, рядом с ними стояли
старые оранжереи и фуражный
двор. От сада Растрелли остались
лишь фигурные пруды с мостом и
партерным садом на берегу Мой-
ки, на севере от прудов.
Павел I сразу же после вступ-
ления на престол начал осуществ-
лять свою давнишнюю мечту - со-
здание личной резиденции - зам-
ка, названного Михайловским.
Строительство началось на месте
разобранного деревянного елизаве-
тинского Летнего дворца. Для но-
вого императора старый дворец
был примечателен тем, что он в нем
родился. Однако исполнение за-
47
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 46 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст